Translate

Генезис этноса

ЭТНОГЕНЕЗ (от греч. etnos — племя, народ и genesis — происхождение) — процесс сложения новой этнич. общности на базе различных, ранее существовавших этнич. компонентов. При этом последние либо теряют свою этнич. специфику и сходят с историч. арены (как галлы, франки, бургунды, вестготы — при сложении франц. народности), либо частично сохраняются (как айны, часть к-рых вошла в состав япон. нации, а часть сохранилась как отдельная народность). Э. является начальным этапом этнич. истории любого этноса, к-рая продолжается и после завершения Э. и состоит затем во включении в уже сложившийся этнос нек-рых других, ассимилируемых им групп, в его дальнейшем расселении, иногда дроблении и выделении из него новых локальных групп. Следует различать два типа Э. Один из них относится гл. обр. к этнич. истории первобытнообщинного и докапиталистич. обществ. С образованием исторически известных народностей, в основном в раннефеод. время, этот тип этногенетич. процессов завершается и начинается более поздний этап этнич. истории этих народностей. Второй тип этногенетич. процесса имел место при сложении этнич. общностей позднего времени, напр. народов совр. Америки, где решающую роль играли представители уже вполне сформировавшихся народов. Разница между этими двумя типами Э. состоит в том, что в Э. новой племенной группы или ранней народности принимают участие более древние племенные группы, и процесс Э. происходит в форме их массовых, притом обязательно биологических контактов, тогда как в Э. этнич. общностей нового времени наиболее важная роль принадлежит аккультурационным процессам (см. Аккультурация), намного опережающим массовое биологич. смешение. Э. — историч. процесс, локализованный во времени и пространстве. Отсюда понятие периода Э. и территории или области Э. Этногенез почти каждого конкретного этноса характеризуется балансом в нем двух типов этногенетич. процессов: консолидации, сплочения, слияния и развития древних, более мелких этнич. компонентов, как родственных, так и не родственных между собой, но автохтонных для данной территории; включения в процесс Э. переселенцев (мигрантов) с других территорий. Для бурж. науки в рассмотрении этногенетич. процессов характерен обычно миграционизм, т. е. исключит. внимание к взаимодействию мигрантов с других территорий, попадающих как бы в первоначальный вакуум. Этнич. история в этом случае сводится к истории ряда последовательных миграций. Иногда же, наоборот, наблюдается упрощенное понимание этнич. истории как поиска прямых "предков", напр. понятие о галлах как предках французов. Для советской историч. науки, напротив, всегда был характерен комплексный подход к изучению проблем Э., хотя и она не избежала вначале нек-рого автохтонтизма, т. е. переоценки роли местных этнич. традиций при недооценке значений миграций. Методика изучения Э. сов. учеными характеризуется комплексностью исследования с привлечением данных и методов смежных дисциплин. Поскольку в большинстве случаев компоненты Э. находились еще в дописьменной стадии развития культуры, особо большое значение приобретают данные археологии о соотношении, смене и взаимодействии археологич. культур на данной территории. Указанная выше роль биологич. контактов в Э. обусловливает важность антропологич. исследований как древнего костного материала, так и совр. населения, с целью выделения в нем исходных компонентов физич. типа. Большое значение имеют и данные лингвистики, позволяющие выделить субстратные элементы в языке исследуемого народа, в топонимике занимаемой им территории и т. д. Данные этнографии также позволяют в совр. традиц. культурном наследии народа выявить моменты, связанные с различными этнич. группами, участвовавшими в его Э. Наконец, в нек-рых случаях существенную помощь могут оказать и данные письм. историч. источников о родо-племенном составе населения данной территории в ту или иную эпоху, о переселениях, завоеваниях и др. событиях, оказывавших влияние на процесс Э. См. также Этническая общность.

Чат

Архив блога