Translate

История наций. Флаг и герб

Почти вся территория планеты (за исключением южного и северного полюса) разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. Самыми важными государственными символами являются гимн, герб и флаг. У каждого государства есть своя история появления государственных символов. Любой культурный человек по очертаниям национального флага может сказать, какую страну он представляет. Но не во всех странах, даже недавно созданных, смогли сохранить первые экземпляры своих национальных флагов. 

 История возникновения флагов. 

Форма флага Флаг – один из главных символов государства. Часто он является «лицом» страны на международной арене. Сегодня возросла роль флага и как инструмента политического влияния. Неслучайно стяги наиболее авторитетных государств узнаваемы в любой стране мира. Ряд флагов имеет преимущество перед другими. Например, присутствие где-либо организаций Международного комитета Красного Креста обозначается флагами с Красным Крестом и Красным Полумесяцем. Пренебрежение этими символами приравнивается к военному преступлению. Все национальные флаги служат для выражения национального самосознания и национальных идеалов. Общепринято относиться к чужому национальному флагу с тем же уважением, с каким вы относитесь к флагу своей родины.

В русском языке слово «флаг» появилось в 1699 году, по крайней мере именно к данному времени, а точнее к эпохе правления Петра Великого, относятся первые упоминания этого слова. Как известно, оно было заимствовано из нидерландского языка. Сегодня широко принято считать флагом полотнище прямоугольной формы, хотя тут бывают и исключения, например флаги Швейцарии и Ватикана представляют собой квадрат, а флаг Непала — комбинацию из двух треугольных вымпелов.

Сегодня изучением флагов занимается вексиллология. В переводе с латинского языка Vexillium означает «знамя». Название для науки предложил американский историк и политолог Уитни Смит в 1958 году. В русском языке эта вспомогательная историческая дисциплина называется флаговедение. Она делит флаги на несколько типов — гражданский, государственный и военный. До того как была придумана вексиллология, флагами занималась геральдика — наука, описывающая гербы: их историю, символику и смыслы.


Происхождение: от древности до наших дней


История флагов насчитывает более пяти тысяч лет. Так, в иранском городе Шахдад был найден бронзовый флаг, который относится к 3-му тысячелетию до н. э. На квадратной пластине изображена богиня дождя и метод орошения, который был распространен на территории Шахдада в тот исторический период.



Прообразами современных флагов принято считать штандарты, которые использовались римскими легионерами на полях битв. Знамена были военными или церемониальными, но никак не обозначали целую страну или народ, стоящий за ними. Впервые тканевые легкие знамена стали изготовлять в Китае. Их создавали из шелка вместо увесистых вексиллоидов (или вексиллумов) — тяжелых и плотных штандартов. Именно из Китая такие ткани проникли в Индию, Персию, Монголию, а оттуда и в Римскую империю.

Самый старый флаг, который используется по сей день, — флаг Дании, или Даннеброг. Предположительно, он был создан в начале XIII века (некоторые историки утверждают, что флаг был принят как официальный государственный лишь в XV веке).


Флаг России: от триколора к триколору

Флаг из трех цветов — белого, синего и красного — был принят в Российской Империи еще отцом Петра I, Алексеем Михайловичем. Впервые он был поднят на военном корабле «Орел», который, кстати, был первым в своем роде отечественным военным кораблем. Красный цвет на флаге означал отвагу, битву за праведное дело, смертный бой, синий как цвет Богоматери — веру, белый — Отечество, благородство, верность царю.

Во время правления Петра I этот флаг стали называть «флагом Царя Московского». Посередине на фоне из бело-сине-красных полос красовался золотой двуглавый орел. Позже триколор стали использовать в качестве символа торгового флота страны, а параллельно появился Андреевский флаг — символ военного флота.

К началу правления Александра II флаг страны впервые поменял цвета: теперь он стал черно-желто-белым. Черный соответствовал государственному орлу в желтом поле — сочетание этих двух цветов было принято еще Павлом I, а белый (или серебряный) соответствовал всаднику аналогичного цвета на московском гербе, он символизировал вечность и чистоту.

Этот флаг было разрешено использовать только административным и правительственным учреждениям, частные лица могли использовать только прежнее полотнище, цвета которого были приняты Петром I.

Когда на трон взошел Николай II, было велено использовать бело-сине-красный флаг как государственный. После падения монархии на 73 года Россия отказалась от триколора: флаг стал красным — сначала на нем красовалась надпись «РСФСР», а позже вместо букв в левом верхнем углу появились скрещенные серп и молот и пятиконечная звезда над ними. Это был флаг СССР.


В 1991 году официальным символом России был утвержден дореволюционный триколор, а в 1994-м издан указ о Дне Государственного флага РФ.

Наиболее распространенным (но не закрепленным официально) толкованием тинктур сегодня является следующее: белый — благородство; синий — верность, честность, целомудрие, нравственность; красный — великодушие, любовь, мужество и смелость.

Народ, правда, придумал и свое толкование: белый — божественное начало, синий — мирное небо над головой, а красный — люди, человеческая отвага и горячая любовь к отчизне. Иногда эти цвета также означают страсти и грехи, мир суеты (красный), мир ангельский (синий) и веру, надежду и любовь (белый).


«Ничьи» флаги

Есть флаги, которые не представляют страну, отдельно взятую область или торговую компанию. Все видели их в детстве в фильмах о войнах и пиратах. Речь о черном и белом флагах.

Черный флаг — символ анархии. Впервые он появляется в качестве обозначения политической группировки в 1831 году во Франции: его поднимают восставшие против безработицы землекопы, на флаге видна надпись «Труд или смерть». Позже, уже в XX веке, украинские анархисты под руководством Нестора Махно, командующего крестьянской повстанческой армией в 1917–1921 гг., тоже выходили бунтовать под черным флагом.

Человеческий череп на черном фоне — всем известный флаг пиратов. Он называется «Веселый Роджер». Впервые подобный флаг появился на корабле Долговязого Бена — Генри Эвери — еще в XVII веке. Череп был изображен в профиль над скрещенными костями. Также были варианты со скелетом в полный рост, держащим пику над красным изображением сердца, руками с саблями, рюмками, песочными часами.

Закономерный вопрос: почему именно Роджер? Идя в атаку, французские флибустьеры поднимали ярко-красный флаг, который назывался Joyeux Rouge, в дословном переводе «веселый красный». Англичане просто переняли французское слово rouge и переделали его в «Роджер». Есть еще одна версия, согласно которой в староанглийском языке существует слово rogue, что по-русски значит «бродяга, мошенник, плут». Малообразованные моряки начали произносить это слово как roger, отсюда и название.

Существует также и белый флаг. Первые упоминания о белом флаге как символе капитуляции относятся к временам древнекитайской династии Хань — 206 году до н. э. Он и тогда означал капитуляцию. Позже, во времена Римской империи, белый флаг описывает историк Корнелий Тацит в работе «История», которая относится к 109 году н. э. Дело в том, что белый флаг нельзя было перепутать со штандартами воюющих сторон, а потому для капитуляции решено было использовать именно неокрашенное полотнище.

Официально белый флаг в качестве символа поражения в битве был принят во время Гаагских конференций 1899 и 1907 годов, так как ни одна страна мира не имеет в качестве своего флага полностью белое полотно.

Не так давно был придуман флаг, который не имеет вообще никакого отношения к нашей планете — это флаг Марса. Триколор, состоящий из вертикальных красной, зеленой и синей полосы, хоть и не имеет юридической силы, зато уже был одобрен планетарным сообществом и Марсианским обществом — некоммерческой организацией, основанной в 1998 году и посвященной освоению человеком Красной планеты.


Красный означает Марс сегодня — территорию без жизни, мертвую почву. Зеленый — первый этап терраформирования, а именно создание благодатной почвы. Синий — воздушную среду, пригодную для человеческого дыхания.

Откуда пошли гербы

Знание геральдики очень часто помогает нам разобраться, кто или что именно изображено в тех или иных древних манускриптах либо на скульптурах…


Гербы и геральдика. Давно мне хотелось рассказать о геральдике, да все как-то «руки не доходили» до этой темы. А вот недавно перечитал один комментарий (о том, что раз на знамени полумесяц, то это уж точно мусульмане) и понял, что без «просвещения» и в этой области нам ну никак не обойтись. Ну, а начну я опять с воспоминаний о том, каким образом проснулся у меня интерес к гербам и геральдике.



А было так, что где-то в середине 60-ых годов прошлого века выписывал я журналы «Пионер» и «Костер». И вот в одном из них была помещена прекрасная статья о гербах и геральдике, проиллюстрированная и черно-белыми, и цветными рисунками на задней странице обложки. Понравилась она мне ну просто не знаю как. Тем более, что написана она была очень простым, понятным языком, да еще и на такую интересную тему. В конце предлагалось задание: нарисовать описанный в ней герб и объяснить, кому этот герб мог принадлежать.

А было там вот что: в червленой главе щита золотой лев, а в лазоревом поле три корабля. И очень мне захотелось участвовать в этом конкурсе, но постеснялся. Нет, там были расписаны и основные правила геральдики, и то, как следует располагать некоторые фигуры. Но только этого (чтобы сделать правильно герб) было недостаточно, в чем я потом и убедился.

Несколько номеров подряд в журнале печатались присланные ребятами гербы и разбирались их ошибки, а в итоге редакция дала свой вариант герба. Только и он был неверный, как я теперь это понимаю. Лев там был нарисован как «из зоопарка». А должен был быть он вытянутым, длиннотелым: либо «возлежащим», либо шагающим, то есть «леопардовым» львом!

Но тогда я этого не знал, просто понемногу стал геральдикой интересоваться. Причем две книги в развитии этого интереса сыграли особую роль. Это немецкоязычный «Словарь геральдики» 1984 г. Герта Освальда и англоязычная книга «Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия» Стивена Слейтера, 2002 г., к счастью, потом переведенная на русский язык в 2006 году.

Ну, а теперь после такого вот «предисловия» и краткой историографии можно приступать и, собственно, к рассказу о гербах. И начать, на мой взгляд, необходимо (чего, кстати, не сделали ни Освальд, ни Слейтер!) с поэмы Фирдоуси «Шах-наме», которую он, как известно, закончил в 1011 году.

И там мы можем прочитать описания флагов известных воинов, на которых уже тогда были вышиты характерные и только ими используемые изображения: солнце, луна, лев и тигр, кабан и даже красивая рабыня. То есть у воинов Востока различать друг друга по таким вот эмблемам в то время было уже в обычае! Правда, эти эмблемы не изображались на щитах, и по наследству не передавались. Хотя, может быть, и передавались, просто доподлинно нам это неизвестно. То есть и само рыцарство, и обычай использовать различные изображения на стягах в качестве эмблем для опознавания, все это пришло в Европу именно с Востока и скорее всего через Константинополь.
Ну, а теперь после такого вот «предисловия» и краткой историографии можно приступать и, собственно, к рассказу о гербах. И начать, на мой взгляд, необходимо (чего, кстати, не сделали ни Освальд, ни Слейтер!) с поэмы Фирдоуси «Шах-наме», которую он, как известно, закончил в 1011 году.

И там мы можем прочитать описания флагов известных воинов, на которых уже тогда были вышиты характерные и только ими используемые изображения: солнце, луна, лев и тигр, кабан и даже красивая рабыня. То есть у воинов Востока различать друг друга по таким вот эмблемам в то время было уже в обычае! Правда, эти эмблемы не изображались на щитах, и по наследству не передавались. Хотя, может быть, и передавались, просто доподлинно нам это неизвестно. То есть и само рыцарство, и обычай использовать различные изображения на стягах в качестве эмблем для опознавания, все это пришло в Европу именно с Востока и скорее всего через Константинополь.

Теперь давайте перенесемся в Европу в 1066 год на более битвы при Гастингсе и посмотрим, а что было изображено на щитах у воинов герцога Гийома/Вильяма/Вильгельма Бастарда (прозвище Завоеватель он получил несколько позже самой этой битвы!) и короля Гарольда. Наиболее частым было изображение креста с извивающимися лучами, а вот на щите у Гийома крест был прямой, но с расширяющимися концами. Крылатый дракон у воинов тоже встречается, но значительно реже. Во время боя прошел слух, что Гийом убит, и ему пришлось снять шлем с наносником. А графу Юстасу Болонскому, чтобы воины своего Гийома узнали, понадобилось указывать на него рукой.

То есть к этому времени стандартизация воинского снаряжения в Европе привела к тому, что воинов с головы до ног, облаченных в кольчужные хауберки и шоссы, а лица закрывавших шлемами с наносниками, стало практически невозможно опознавать на поле боя. Однако и много позднее никаких гербов на щитах у воинов все еще не было.

Так, спустя тридцать лет после битвы при Гастингсе западноевропейские воины оказались в стенах Константинополя и вот тогда-то увидевшая их византийская принцесса Анна Комнина (1083ꟷ1148) написала в своей «Алексиаде» (так она назвала свой дневник), что щиты франкских воинов были в высшей степени гладкими, мерцали выпуклым орнаментом литой латуни, да еще и сверкали на солнце. Щиты эти ей очень понравились, однако она нигде не написала, что кроме узоров на них были хоть какие-то фигуры или эмблемы, которые мы могли бы сегодня считать геральдическими. То есть отправившиеся в первый крестовый поход (1096—1099) рыцари Европы на своих щитах никаких гербов еще не имели.

Зато мы имеем рисунок в манускрипте «Хроники» английского историка и хрониста Джона Уорчестера (Википедия, кстати, его называет Иоанном Вустерским), который изображает кошмар, привидевшийся королю Генриху I Английскому, где его окружают воины с мечами в руках, жаждущие его погибели. И вот обратите внимание: щиты и у них украшают узоры. Но только вот очень скоро они же станут и геральдическими символами.

А вот дальше случилось так, что в 1127 году (либо 1128) королю Генриху I вздумалось произвести в рыцари своего зятя Жоффруа Плантагенета, графа Анжуйского. И (как об этом сообщает Джон Мармутьер, автор хроники его правления) в честь этого события подарить ему голубой щит, поверхность которого украшали золотые львы, вставшие на задние лапы. После его смерти этот щит стал украшать его великолепную эмалевую эффигию (скульптурное надгробие) в соборе Ле-Мана. Правда, упоминание об этом подарке датируются 30 годами спустя после самого этого события.

Интересно, что эффигия (скульптурное надгробие) незаконнорожденного внука Жоффруа, Уильяма Лонгспи (по прозвищу Длинный Меч), эрла (графа) Солсбери и сводного брата королей Ричарда I Львиное Сердце и Джона (Иоанна Безземельного), в кафедральном соборе Солсбери также снабжена щитом, очень похожим на щит его деда. Жоффруа, граф Анжуйский, умер в 1151 году, Уильям Лонгспи — в 1226 году. Таким образом именно изображения их щитов специалистами обычно приводятся в качестве примера первой в истории реальной передачи в наследство гербового щита от одного владельца другому.

А здесь детали оформления гербового щита весьма объемны и вполне под стать львам на щите у графа Анжуйского. Причем (обратите внимание) символика изображений уже достаточно хорошо отработана. На щите не просто львы, а «леопардовые львы». И ламбель — «турнирный воротник». Это знак, который указывал на боковые линии рода при наследовании герба. Самое большое распространение он получил в геральдике Великобритании.

И с этого момента началась, кстати, и сама геральдика, то есть – наука о гербах. Ведь кому-то нужно было все эти дарения и передачи записывать. А сведения о них сохранять. И к тому же внимательно следить, чтобы эмблему одного рыцаря никто другой не мог бы себе присвоить!

И заниматься этим стали специальные люди - герольды.

Герб России: кровь павших и самодержавие

Главный его элемент — двуглавый орел, на груди которого красуется щит с изображением Георгия Победоносца, убивающего змея. Двуглавый орел — символ вовсе не уникальный и используется в геральдике других государств, например, Албании, Сербии и Черногории. А уж обычного орла можно встретить в эмблемах очень многих стран. Дело в том, что со времен античности орел считался солярным символом, который означал духовное начало и свободу. А еще стремление к победе, отвагу, гордость, царственное происхождение и величие страны. В религиозные Средние века птица, понятное дело, символизировала Христа и его вознесение, а двуглавый орел нес в себе идею охраны с двух сторон — справа и слева.

Он появился на русских царских печатях — герба в те времена еще не было — во времена Ивана III, когда в качестве родового изображения на Русь его привезла супруга царя Софья Палеолог, племянница последнего императора Византии, Константина. Так что Русь закономерно стала наследницей этого знака, который в те времена символично напоминал птенца с закрытыми клювами и приглаженными крыльями. И то, и другое означает отсутствие намерений к борьбе и определенную долю беспомощности. После победы над монголо-татарским игом Русь начала крепнуть и расти, а вместе с ней и ее символ — орел. Крылья его распахнулись, а клювы раскрылись.

Из них позже даже стали высовываться языки — символ того, что страна может постоять за себя. К концу XV века на оборотной стороне царской печати добавляется всадник, поражающий копьем змея. Во времена Ивана Грозного вместо двух корон на голове орла появляется одна большая с крестом, символизирующая, что выше царя только Бог. Тогда же на грудь орла водрузили и знак всадника с копьем, наделив его образом Георгия Победоносца, считавшегося святым покровителем Москвы. Он означал победу добра над злом, воинскую доблесть правителя и праведную силу страны. Во времена царя Алексея Михайловича короны на головах у орла стало три — олицетворение того, что государство объединило под собой три царства — Казанское, Астраханское и Сибирское.

Тогда же на гербе появились скипетр и держава, которые символизировали самодержавную власть и независимость страны. В сегодняшней интерпретации — это знаки государственной власти и единства державы.

Но в геральдике символичны не только образы, но и цвета. Самый яркий из них в российском гербе — красный. Он символизирует кровь, которая была пролита народом во имя защиты своей земли. Еще это знак мужества и любви к Отчизне. Золотой цвет орла олицетворяет богатство страны, могущество, справедливость, а еще — православную веру со всеми ее добродетелями. А вот змей, которого пронзает своим копьем Георгий Победоносец, окрашен в черный. Это символ памяти и скорби о погибших.

Герб США: масонские символы и одобрение Всевышнего

На самом деле, герба у США, по сути, и нет. Есть так называемая Большая печать, которая и выполняет функцию государственной эмблемы. Причем, у нее есть две стороны. На лицевой изображен белоголовый орлан — хищная птица и эндемик Северной Америки, который у аборигенов считался священным. Он держит щит в одиночестве, что означает: в борьбе с врагами страна рассчитывает только на себя.

В одной лапе орлан зажал оливковую ветвь — символ мира, в другой — стрелы — готовность к войне. Впрочем, голова птицы повернута в сторону ветви, что означает — страна стремится к миру, но в случае необходимости сумеет постоять за себя. В клюве орлана — лента с надписью на латыни: «E PLURIBUS UNIM», что в переводе: «Из многих — единое». Это напоминание о том, что государство состоит из нескольких штатов. Над головой птицы — облако с 13 звездами, которое символизирует то, что держава из 13 штатов сумеет занять почетное место среди мировых стран, как яркое созвездие на небе.

На обратной стороне печали изображена усеченная пирамида, на вершине которой — треугольник с раскрытым глазом — око. И то, и другое относится к масонским символам. Око у масонов символизировало Великого Архитектора Вселенной, который наблюдает за трудами «вольных каменщиков», то есть Бога. А вот пирамида — древнеегипетский символ общества. То, что она усечена, вероятно, означает, что государство еще находится в процессе развития.

Око находится над пирамидой неслучайно — это знак постоянного божественного контроля за людьми. И, кажется, не только контроля, но и одобрения — вверху красуется надпись: «ANNUIT COEPTIS», что в переводе с латыни: «Оно благосклонно к нашим начинаниям». Внизу — другая надпись: «NOVUS ORDO SECLORUM»: «Новый порядок навеки». На первом ярусе пирамиды — римские цифры: MDCCLXXYI, то есть 1776 — год провозглашения независимости от Англии.


Герб Китая: память об СССР и уважение к труду

По сравнению с другими гербами, имеющими вековую историю, главный символ КНР появился относительно недавно — в 1950 году. Считается, что образцом для китайского герба послужила эмблема СССР. Они и в самом деле похожи: в гербе Поднебесной всего два цвета — красный и желтый. Первый указывает на важнейшую роль политической революции 1919 года и символизирует кровь народа, погибшего в борьбе за свободу. Желтый — цвет надежды и веры (в социализм).

Пятиконечные звезды в верхней части герба — разного размера. Самая крупная олицетворяет коммунистическую партию Китая, а остальные четыре, меньшего размера, четыре главных группы, благодаря которым развивается государство: рабочих, крестьян, военных и буржуазию. Хотя существует и другая трактовка: крупная звезда олицетворяет Китай, а четыре других автономных региона — Манчжурию, Тибет, Синьцзян и Внутреннюю Монголию. Сам же символ пятиконечной звезды с древнейших времен несет в себе идею охраны и безопасности, а еще — стремление к истине, вере, миролюбию.


Золотые колосья, как и на многих других гербах, олицетворяет уважение народа к труду крестьян и сельскому хозяйству. Рабочему классу, впрочем, тоже отдали дань — их почтили с помощью зубчатого колеса, указывающего на то, что они также играют большую роль в жизни страны. В нижней части угадываются очертания реального архитектурного памятника страны — Врат Небесного Спокойствия, которые открывают главный вход в Императорский город в Пекине.


Скажи мне, каков твой герб и я скажу, кто ты. Так можно охарактеризовать философию геральдистов. К выбору символики герба относятся трепетно, почти фанатично. И все равно это не спасает некоторых от досадных ошибок. Что же означают государственные символы России, других крупных держав.

Чат

История наций

Сейчас в чате 0 чел.

Архив блога