«Национальная идея» реализуется в обществе как основополагающая. Именно она является главной движущей силой прогресса и истории. Но при этом она не становится предметом изучения ни одной из наук (ни философии, права, истории или социологии). Хотя под влиянием прежде всего «национальных идей» такие науки как раз и формируются.
Все определения понятия «национальная идея», приведенные в различных источниках, являются чьим-то личным мнением. Поэтому прежде всего возникает необходимость в создании четкого определения данного понятия.
Известный немецкий философ идеалист Гегель в своих лекциях, посвященных философии истории писал:
Согласно Гегелю, мировой разум и абсолютная идея являются движущими силами мирового прогресса и мировой истории. Примем данный тезис за аксиому.
Величайший русский писатель, философ и мыслитель Л.Н. Толстой в своем знаменитом произведении «Война и мир» рассматривал историю
Он даже ввел такое понятие как
Толстой считал, что предметом изучения истории должны быть силы, которые приводят в движение массы народа. В частности (применительно к созданному им произведению), его интересовало, какие движущие силы привели к тому, что объединенная Европа во главе с Наполеоном двинулась завоевывать Россию? И к тому, что Наполеон со своей 800 000 армией, не проиграв ни одного сражения, захватив Москву, проиграл войну и потерял всю свою армию? А какие (вопреки, казалось бы, здравому смыслу) содействовали тому, что Кутузов с более чем вдвое меньшей русской армией, не выиграв ни одного сражения, потеряв Москву, выиграл войну?
И по Гегелю, и по Толстому этими движущими силами являлись идеи, одобренные и принятые к исполнению всеми членами общества (в приведенном примере блестяще реализованные М.И. Кутузовым).
Для правильного понимания уточним социальный смысл существования такого объединения разумно организованной группы людей, как государство. Не будем вдаваться в суть самого понятия «государство» (что не является темой данной статьи), а коснемся лишь его главной социальной функции, которая и раскрывает сам смысл его существования.
Из работ теоретиков науки о государстве и праве, сошлемся только на одного из ее основателей, авторитетного ученого – И.А. Ильина (И.А. Ильин «Русское юридическое наследие – Теория права и государства»), чьи идеи реализуются сегодня российской правящей элитой в государственном строительстве.
Известно, что главной социальной функцией государства является реализация и утверждение в обществе принципа социальной справедливости и разрешение на его основе всех возникающих противоречий. Подчеркну, что именно соблюдение принципа «справедливости» в обществе, является потребностью, обязательным базовым основополагающим принципом его благополучного и процветающего существования. По И.А. Ильину построение социально справедливого общества возможно при условии, когда правосознание (являющееся частью общественного сознания) общества достигнет соответствующего уровня.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что под понятием «национальная идея», следует понимать идею, которая реализуется в обществе как основополагающая и являющаяся главной движущей силой, определяющая процесс развития общества в направлении достижения поставленных этой идеей целей.
Нужно добавить, что «национальная идея», является продуктом динамично меняющегося общественного сознания, которое, по сути, представляет собой сумму мировоззрений каждого из граждан - членов общества. Мировоззрение гражданина в свою очередь формируется под влиянием семьи, школы (литература, история) и средств массовой информации.
«Национальная идея» (как основополагающая), реализацию которой осуществляет элита, определяет социально-экономическую конструкцию общества и действующее законодательство, направленное на установление соответствующей модели правопорядка.