Translate

Чавинская цивилизация. История Наций

 

В начале II тысячелетия до н. э. на территории Перу возникла новая культура, обладавшая всеми чертами высокоразвитой цивилизации. Эта загадочная цивилизация получила название по селению Чавин-де-Уантар на севере горного Перу. Рядом с селением, на берегу притока реки Мараньон, лежат руины древнего храмового комплекса. При инках эти развалины почитались индейцами как священное место. Первое научное описание памятника оставил Э. Мидцендорф в 1874 г., а начало археологических раскопок Чавина связано с именем перуанского археолога Хулио Сесара Тельо.

Чавин-де-Уантар, существовавший в эпоху расцвета культуры, с 850 до 200 г. до н. э., представляет собой вытянутый прямоугольный комплекс, окружённый со всех сторон реками, несущими свои воды с вершин гор вдоль андских хребтов. Археологами открыты многочисленные платформы, храмы и площади в форме круга, с трёх сторон окружённые зданиями. Здесь проходили общественные собрания, решались хозяйственные и политические вопросы. Сердце Чавина — величественное сооружение, носящее имя Кастильо (исп. Замок). Это почти квадратная платформа (75 х 72,5 м) высотой около 13 м. Стены гигантской постройки сложены оригинально: два ряда узких каменных плит перемежаются рядом плит большей толщины. Именно такой способ кладки обеспечил Кастильо необыкновенную сейсмоустойчивость несмотря на то что Чавин расположен в районе, подверженном частым землетрясениям, он прекрасно сохранился.

Пространство внутри Кастильо заполнено землёй и битым камнем, толща которого пронизана многочисленными подземными галереями, до сих пор ещё полностью не исследованными. Наряду с высокими и довольно широкими коридорами встречаются узкие вентиляционные или канализационные шахты. Коридоры снабжены нишами и лестницами и соединяются между собой тоннелями либо небольшими помещениями, образуя настоящий лабиринт. Галереи расположены в несколько ярусов, одна над другой. Некогда цоколь здания был облицован огромными отполированными плитами. Стены украшены круглыми головами из камня, содержащими в себе и человеческие, и звериные черты. С восточной стороны на вершину вела крытая лестница, свод над которой поддерживали две круглые колонны. На них изображены фантастические существа с человеческим телом, крыльями кондора и головой ягуара или пумы. Южная колонна сделана из белого, а северная — из чёрного камня. Такими же двухцветными были и ступени парадной лестницы. Весь комплекс получил название Чёрно-белого портала.

Земледелие и быт

В культуре Чавин земледелие одержало победу. Главным продуктом был маис (кукуруза). Народ Чавина построили великолепные в техническом отношении каналы, шлюзы и акведуки. Применение ирригационных систем позволило им создать развитое земледелие в засушливых районах горного Перу. Судя по всему, чавинцы одомашнили лам и викуней. Мясо шло в пищу, а из шерсти изготовлялись великолепные ткани.

С эпохи цивилизации чавина начинается и история металлургии в Андах, хотя о хозяйственном использовании металлов говорить пока не приходится. Излюбленным материалом чавинцев было золото, из которого искусные ювелиры создавали украшения. Это разнообразные ушные вставки, браслеты, подвески, бусы, кольца, навершия посохов, щипчики, булавки, ложечки и всевозможные фигурки. Серебро использовалось не так широко, а предметы из меди единичны. Обиходные вещи делались из камня, кости или дерева. В погребениях на побережье сохранились образцы цветных хлопковых тканей.

Среди них есть очень тонкие фрагменты типа марли или газа. Высокого мастерства достигло производство керамики. Часто сосуд выполнялся в виде головы ягуара или пумы. Древние мастера с особым чувством выполняли круглые ушки, глаза, пасть с торчащими клыками и даже «пламенеющие» брови.



Происхождение Чавин

Многолетние исследования изменили мнение учёных о происхождении этой культуры. Если сначала казалось, что появление цивилизации чавина было подобно культурному взрыву (делались даже предположения о переселении её создателей с территории современной Мексики), то сейчас всё больше фактов свидетельствует в пользу её местного происхождения. Это и особое почитание пещер, в том числе около озера Лаурикоча, где открыты следы жизни древних охотников, и обычай деформации черепов младенцев, как у жителей этих пещер за несколько тысячелетий до чавинцев. Но нерешённых вопросов в истории первой цивилизации Южной Америки ещё предостаточно. Нам ничего не известно о том, почему цивилизация Чавин сошла с исторической арены и каким был её закат. Однако она оказала большое влияние на развитие соседних культур. Ступенчатые пирамиды, украшенные каменными головами ягуаро-змее-людей, обнаружены в таких центрах, как Сечин (пирамида Серро-Сечин) и Котос, считающихся самостоятельными культурами. Один из ритуальных центров — Паракас, расположенный на самом юге земель Чавина, стал родиной следующей яркой цивилизации-преемницы.

Наследие Чавин

1. Чавинцы первые в Южной Америке начали выплавлять изделия из металлов, в том числе и благородных, первые, кто познал искусство пайки металлов, флюсование металлов.

2. Чавинцы строили уникальные ирригационные системы. Чавинцы строили многоуровневые водогоны, разворачивали реки вспять, орошали площадки, находящиеся выше уровня реки и создавали системы, способные самостоятельно регулировать собственную работу на протяжении десятилетий в зависимости от количества воды в реках, изменяющегося сезонно

3. Чавинцы поклонялись животным, которые не проживали в той местности, где обитали сами чавинцы. Например, поклонялись похожему на человека созданию, имеющему черты кошки, при этом они боготворили ягуара, каймана, ястреба и анаконду, которые, как известно, в Андах не водятся, а предпочитают теплые и тихие долины равнинной части бассейна Амазонки.

4. Чавинцы строили храмовые комплексы. Это были целые города внутри городов, соединявшиеся в одно целое при помощи подземных многоуровневых лабиринтов, а также других коммуникаций. Они архитектурные объекты, которые являлись необходимыми для цивилизации Чавин, с другой стороны они были искусством. В главном храме культуры Чавин – Чавин-де-Уантар, строители таким образом отстроили каменные галереи относительно положение протекающих неподалеку рек, что шум от текущей в этих источниках воды до сих пор трансформируется в звук, точь-в-точь воссоздающий рычание ягуара.

Чат

Архив блога