Translate

Экономическое сообщество стран Западной Африки

 

Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС/ECOWAS - Economic Community of West African States) основано в 1975 году (обновленный Договор об ЭКОВАС вступил в силу в июле 1995 г.). В его состав входят 15 государств (Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того).

Высший политический орган ЭКОВАС - Конференция глав государств и правительств стран-членов (в последнее время проводится не реже двух раз в год, не считая внеочередные сессии).

Комиссия ЭКОВАС расположена в Абудже (Нигерия). В состав Комиссии входят десять представителей стран-членов Сообщества.

В рамках Сообщества функционируют Парламент, Суд ЭКОВАС, Экономический и социальный Совет, Инвестиционный банк развития.

Созданы специализированные Комиссии: по торговле, таможенной, иммиграционной и валютно-финансовой политике; промышленности, сельскому хозяйству и вопросам природных ресурсов; транспорту, телекоммуникациям и энергетике; вопросам культуры и социального обеспечения.

Деятельность ЭКОВАС – важное звено общеафриканских интеграционных процессов. В перспективе ставится задача образования на его базе своего рода федерации западноафриканских государств с введением паспорта унифицированного образца (уже начат процесс выдачи таких паспортов гражданам государств – членов) и возможным учреждением в последующем института единого гражданства Сообщества.

Осуществляется ряд совместных программ, в т.ч. по либерализации внутризональной торговли с введением единых тарифных ставок, развитию сельского хозяйства, промышленности, трансграничной транспортной и энергетической инфраструктуры. Прорабатываются перспективные проекты прокладки новых железнодорожных линий (от Лагоса до Дакара вдоль побережья Атлантики, от Абиджана до Дакара через Бамако и от Уагадугу до Ниамея). Крупнейший реализуемый в настоящее время проект – строительство транснациональной автомобильной магистрали от Лагоса (Нигерия) до Нуакшота (Мавритания). Работы ведутся при финансовой поддержке АфБР, ВБ, Евросоюза, ряда западных государств. Началось строительство газопровода Нигерия-Того-Бенин-Гана. Одобрена программа «Западноафриканского энергетического пула», предусматривающая строительство новых электростанций и ЛЭП. Утверждён план создания авиакомпании ЭКОВАС – «ЭКОЭЙР».

Принято решение об увязке экономической политики ЭКОВАС с целями и задачами программы «Новое партнёрство для развития Африки» (НЕПАД). Сообщество намерено играть ключевую роль в координации и «сопровождении» планируемых в рамках НЕПАД проектов для Западной Африки.

Достигнуты договорённости о свободном перемещении внутри Сообщества рабочей силы, товаров и услуг и введении в перспективе единой валюты ЭКОВАС – «эко».

Ведётся работа над Конвенцией о стандартизации сертификатов и дипломов об образовании, разрабатывается единая молодёжная и гендерная политика, общая стратегия борьбы с бедностью.

В то же время в силу существенных различий в уровнях развития входящих в Сообщество государств осуществление интеграционных связей в его рамках сталкивается со значительными трудностями. Кроме того, страны-члены ЭКОВАС располагают схожей хозяйственной структурой, ориентированной в основном на экспорт сырья. Емкость же собственных национальных рынков западноафриканских государств из-за неразвитости местной обрабатывающей промышленности и транспортной сети ограничена.

Важное место в деятельности ЭКОВАС отводится проблематике обеспечения мира и безопасности в субрегионе. Главное внимание уделяется нормализации положения в «горячих точках», предотвращению конфликтов, борьбе с трансграничной преступностью и незаконным распространением лёгкого и стрелкового оружия (ЛСО). Сообщество взяло на себя основное бремя по урегулированию конфликтов в Либерии, Сьерра Леоне, Гвинее-Бисау, Кот-д'Ивуаре.


Созданная в 1990 г. для восстановления мира в Либерии Группа мониторинга ЭКОВАС (ЭКОМОГ) со временем превратилась в постоянно действующую структуру (традиционно ее "костяк" составляет нигерийский воинский контингент). ЭКОМОГ занимается наблюдением за ситуацией в странах ЭКОВАС, превентивным развёртыванием сил, контролем за прекращением огня, разоружением и демобилизацией участников боевых действий, постконфликтным строительством и проведением гуманитарных операций, поддержанием режимов санкций и эмбарго, осуществлением полицейских операций по борьбе с контрабандой и организованной преступностью.

В 1999 г. был принят Протокол о создании субрегионального Механизма по предотвращению, разрешению и урегулированию конфликтов, поддержанию мира и безопасности. В соответствии с данным документом созданы Совет по посредничеству и безопасности С 2002 г. членами Совета по посредничеству и безопасности являются Буркина-Фасо, Гана, Гвинея, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра Леоне, Того., Комиссия по обороне и безопасности, Совет старейшин, 4 региональных центра (в Гамбии, Бенине, Либерии и Буркина-Фасо). Достигнута договорённость о формировании при вышеупомянутом Механизме специального Комитета по антитеррористической деятельности. Общее руководство миротворческими структурами возложено на председателя Комиссии Сообщества.

С 1998 г. государства ЭКОВАС сохраняют первоначально введенный на 3 года мораторий на импорт, экспорт и производство легкого и стрелкового оружия (ЛСО) в Западной Африке (допускающий приобретение странами-членами вооружений для поддержания собственной обороноспособности).

В июне 2006 г. в Абужде была подписана конвенция ЭКОВАС о производстве и торговле ЛСО. Однако до настоящего времени документ ратифицирован только восемью странами-членами ЭКОВАС (для вступления Конвенции в силу требуется ратификация 9 государствами-участниками).

В настоящее время страны Сообщества создали группу ЭКОВАС по легкому оружию, принята пятилетняя программа. Тем не менее, механизмы контроля за торговлей ЛСО остаются неэффективными.

Цель и задачи ЭКОВАС

  1. Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) было создано для содействия экономической интеграции и сотрудничеству между его странами-членами. Основной целью организации является достижение устойчивого экономического развития в регионе за счет расширения торговли и инвестиций между государствами-членами.
  2. ЭКОВАС стремится достичь этой цели путем реализации политики и правил, способствующих экономической интеграции и сотрудничеству. К ним относятся меры по либерализации торговли и инвестиций, таможенному сотрудничеству и развитию инфраструктуры. Организация также работает над продвижением свободного передвижения людей, товаров и услуг между государствами-членами.
  3. Еще одной важной целью ЭКОВАС является содействие региональной интеграции и сотрудничеству в других областях, таких как энергетика и транспорт. Организация выдвинула несколько инициатив для достижения этой цели, включая Энергетический пул Западной Африки и Транспортную обсерваторию ЭКОВАС.
  4. Помимо экономической интеграции, ЭКОВАС также стремится содействовать миру и стабильности в регионе. Организация создала несколько механизмов для предотвращения конфликтов и содействия миру и стабильности, включая Систему раннего предупреждения ЭКОВАС, которая отслеживает потенциальные конфликтные ситуации в регионе.
  5. ЭКОВАС также играет ключевую роль в продвижении демократии и благого управления в регионе. Организация создала множество механизмов для поощрения демократического управления, в том числе Миссию ЭКОВАС по наблюдению за выборами, которая осуществляет мониторинг и оценку проведения выборов в регионе.
  6. Кроме того, ЭКОВАС стремится построить более устойчивое будущее для региона, что включает в себя работу по решению проблем изменения климата и ухудшения состояния окружающей среды, а также поддержку разработки чистых источников энергии и содействие устойчивому экономическому росту.


Полномочия и функции ЭКОВАС

Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) обладает широким спектром полномочий и функций, направленных на содействие экономической интеграции и сотрудничеству между его странами-членами. Некоторые из ключевых полномочий и функций организации включают в себя:

Либерализация торговли и таможенное сотрудничество

ЭКОВАС имеет право проводить политику и правила, направленные на либерализацию торговли и инвестиций между государствами-членами.

Организация также работает над продвижением таможенного сотрудничества между государствами-членами, что способствует свободному перемещению товаров и услуг через границы.

Развитие инфраструктуры.

ЭКОВАС имеет право координировать и финансировать проекты развития инфраструктуры в регионе. Сюда входят проекты, связанные с транспортом, энергетикой и телекоммуникациями.

Поддержание мира и разрешение конфликтов

ЭКОВАС имеет право направлять миротворческие силы в конфликты в регионе и выступать посредником в мирных переговорах.

Организация также имеет право налагать санкции на государства-члены, которые нарушают ее принципы мира и стабильности.

Демократия и эффективное управление

ЭКОВАС имеет право продвигать демократическое управление в регионе с помощью своих различных механизмов, таких как Миссия ЭКОВАС по наблюдению за выборами.

Организация также может налагать санкции на государства-члены, которые нарушают ее принципы демократии и надлежащего управления.

Права человека

ЭКОВАС может продвигать и защищать права человека в регионе с помощью своих различных механизмов, таких как Механизм ЭКОВАС по правам человека и защите беженцев.

Экономический и валютный союз

ЭКОВАС стремится создать валютный союз к 2020 году. Это включает создание общего центрального банка, единой валюты и единой денежно-кредитной политики.

В дополнение к этим полномочиям ЭКОВАС также имеет право создавать региональные институты, такие как Энергетический пул Западной Африки и Транспортная обсерватория ЭКОВАС, которые нацелены на содействие региональной интеграции и сотрудничеству в других областях.


Миротворческая деятельность ECOWAS


Усилия по урегулированию внутренних конфликтов и политических кризисов в странах Сообщества занимают важное место в деятельности ECOWAS. Принципы мирного сосуществования государств региона, сотрудничества в области разрешения споров и защиты прав человека и демократических систем правления перечислены в Лагосском договоре, учредившем Сообщество в 1975 году, в числе основных принципов его работы.


В 1978 году государствами - членами ECOWAS был подписан протокол о ненападении, в 1981 году - о взаимопомощи в вопросах обороны. Таким образом, ECOWAS, изначально задуманное как экономическое интеграционное объединение, создало договорно-правовую базу для действий, направленных на обеспечение региональной безопасности. В соответствии с протоколом 1981 года были учреждены объединенные вооруженные силы Сообщества (формируются для проведения каждой конкретной операции). Впервые они были задействованы в 1990 году для миротворческой операции в Либерии, где шла гражданская война (1989-1997). Миссия, получившая название ECOMOG (от англ. ECOWAS Monitoring Group - "Мониторинговая группа ECOWAS"), присутствовала в стране до конца 1998 года.


В 1998 году странами Сообщества было достигнуто соглашение о введении моратория на импорт, экспорт и производство легкого стрелкового оружия.


В 2009 году были учреждены Силы быстрого реагирования ECOWAS в качестве составной части Межафриканских сил быстрого реагирования Африканского союза.


Военные подразделения ECOWAS привлекались для операций в Сьерра-Леоне (1997-2000), Гвинее-Бисау (1998-1999, 2012-2020), вновь в Либерии (2003), Кот-д'Ивуаре (2003), Мали (2013) и Гамбии (2017-2021). В феврале 2022 года стабилизационная миссия ECOWAS в составе 600 военнослужащих была направлена в Гвинею-Бисау в связи с попыткой государственного переворота 1 февраля.


Политический механизм предотвращения конфликтов


С 1999 года действует Механизм предотвращения, регулирования и разрешения конфликтов, он осуществляется Советом старейшин и Советом безопасности и посредничества, который состоит из министров иностранных ряда стран региона. ECOWAS принимало участие в политическом урегулировании кризисов в Гвинее (2007-2010), Нигере (2009-2010), Кот-д’Ивуаре (2010-2011), Буркина-Фасо (2014), Гвинее-Бисау (2015-2018, 2019). Пользуясь правом налагать санкции (вплоть до исключения из организации) в отношении какого-либо государства-участника в случае невыполнения или нарушения им обязательств в рамках Сообщества, в 2020-2021 годах саммит ECOWAS приостановил участие Гвинеи, Буркина-Фасо и Мали из-за произошедших в этих странах военных переворотов. 


Неоколониализм: влияние Франции на Африку

Франция следует открытой военной стратегии борьбы с терроризмом, в которой она получила поддержку не только со стороны стран Сахеля, но и со стороны международного сообщества. Однако, несмотря на военный тупик в этом регионе, такие контртеррористические инициативы страдали от стратегической неопределённости и отсутствия достаточных средств для реализации их амбициозных требований. Усилия по реконструкции региона были в лучшем случае только формальными, так как доминирующая часть инвестиционных средств была вложена в строительство и обслуживание военных баз.

Таким образом, на практике данная стратегия увеличила объём насилия в регионе и привела к непропорциональному увеличению финансирования обороны африканскими государствами, включая Мали и Чад, несмотря на их ограниченный ВВП и сохраняющиеся экономические ограничения со стороны Парижа. Неудивительно, что вспыхнули протесты против французского присутствия в регионе.

Точно так же, хотя французы утверждали, что война против джихадизма была их мотивацией на протяжении всего развертывания, несоответствие данной риторики реальным действиям происходит постоянно. Туареги восстали из-за своих давних недовольств маргинализацией со стороны Бамако и впоследствии вызвали кризис, соединившись с международными террористическими группировками. Однако давний характер обиды может быть связан с политическим и экономическим характером французской политики в отношении самого региона с момента обретения независимости.

На этот факт можно смотреть с разных точек зрения. Согласно одной точке зрения, неоколониальная практика контроля над политикой и экономикой африканских государств с целью присвоения излишков создала условия для терроризма. Другая точка зрения утверждает, что сознательное игнорирование сообществ меньшинств, особенно мусульман и арабов, со стороны Франции и поддерживаемых ею региональных властей радикализировало эти сообщества.

Ещё одна точка зрения интерпретирует кризис как результат внутренней политики и интересов Франции, а также как последовательность международных событий, на которые французское государство соответственно отреагировало. Институциональные действия широко различаются, в некоторых случаях отдельные действующие лица также рассматриваются как ключевые для организации определенных результатов. Однако сложно определить пропорциональность этих факторов на данный момент.

Следовательно, французское военное вмешательство становится сложным делом, в котором ответ на определение того, как вмешательство произошло, меняется при изменении рассматриваемых временных рамок. С одной стороны, французы вмешались по просьбе малийского правительства. Но этот аргумент становится несостоятельным, поскольку легитимность самого временного правительства ставится под сомнение. Было бы более уместно заявить, что по мере увеличения предполагаемой джихадистской угрозы со стороны повстанческих группировок французское вмешательство стало неизбежным.

Также связь Франции с нестабильностью в Ливии становится очевидной. Наконец, на первый план выходят исторические и экономические факторы, которые восходят к колониальным временам. Иными словами, каждый временной уровень ведёт к разным выводам, и с точки зрения государственной политики это усложняет взаимодействие между участниками и ставит под сомнение саму основу принятия решений.

Таким образом, рассмотренные доказательства не оспаривают, что Франция борется с террористами в Сахеле. Этот факт подчёркивается гибелью французских военнослужащих в боевых действиях. Однако интересы Франции отражают все её действия.

Тем не менее их интерпретации уже не так радикальны, как это было во времена расцвета концепции Franсafrique. Однако верно и то, что Франция обладает таким влиянием в Африке к югу от Сахары, которым она не может похвастаться где-либо ещё в мире. В кризисных ситуациях оно по-прежнему рассматривается как ключевой источник дипломатического, военного и финансового давления на страны региона или их поддержки. Таким образом, можно предположить спектр действий Франции от сдерживания воинственности, угрожающей её интересам, с одной стороны, до вопиющего неоколониального сценария – с другой.

При таком понимании можно выработать более обоснованное мнение о последних событиях в этом отношении, таких как решение увеличить численность французских войск до 5100 – или создание новой региональной оперативной группы "Такуба". Вполне возможно прямое или косвенное влияние Франции на убийство президента Чада, так как это соответствует вышеупомянутой стратегии.

Чат

Архив блога