Официальное название — Исламская Республика Мавритания (The Islamic Republic of Mauritania). Расположена на северо-западе Африки. Площадь 1030,7 тыс.км2, численность населения 2,75 млн чел. (2001). Государственный язык — арабский. Столица — г. Нуакшот (426,3 тыс. чел., 2001). Государственный праздник — День независимости 28 ноября (с 1960). Денежная единица — угия (равна 5 хумсам).
Член ООН (с 1961), ОАЕ, ЛАГ, КЕАО, ОИК и др.
Среднегодовой темп прироста 2,6% (2001). Плотность населения — 2,7 чел. на 1 км2. Рождаемость 42,95%, смертность 13,65%. Детская смертность одна из самых высоких в мире. Средняя продолжительность жизни 51,14 года (оценка), в т.ч. мужчин — 49,04; женщин — 53,29 года.
Большую часть населения (ок. 70%) составляют мавры арабо-берберского происхождения — представители европеоидной расы. Они живут в северных и центральных районах страны, исповедуют ислам малекитского толка и говорят на диалекте арабского языка хасания. Различаются «белые» мавры (биданы) и «чёрные» мавры (харатины) — потомки освобождённых в прошлом рабов. Ранее 2/3 мавров вели кочевой и полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Но начавшаяся в 1970-е гг. десятилетняя засуха нанесла значительный урон поголовью скота и вынудила многих скотоводов-кочевников перейти на оседлый образ жизни. В 2000 доля этой группы населения Мавритании в общей его численности составила 4,8% (против 83% в 1965).
За счёт сокращения численности сельского населения увеличилось число горожан: в 1996 почти 53% общей его численности (против 14% в 1970). Св. 80% горожан живут в столице. До 40% горожан ютится в трущобах.
Ок. 1/3 населения составляют негроидные народности: тукулер, сараколе, фульбе (20%; называемые также фула, фулани и пёль), волоф (12%), бамбара и др. Они живут в относительно узкой зоне на юге страны, преимущественно в долине р.Сенегал, и ведут оседлый образ жизни, наряду с земледелием занимаясь также разведением скота, рыболовством, некоторыми промыслами, торговлей. Их родные языки — сонинке, волоф, пулаар.
Официальная религия — ислам малекитского толка. Подавляющее большинство населения (99,6%) придерживается мусульманской религиозно-правовой школы, 0,1% — местных верований и культов. В религиозных верованиях негроидных народностей юга страны сильны анимистические представления. Немногочисленные выходцы из стран Западной Африки (сенегальцы и малийцы), а также европейцы (французы, испанцы) — христиане, в подавляющем большинстве католики. Несколько десятков мавританцев — протестанты.
ИРМ — президентская республика, действует Конституция 1991. В административном отношении страна разделена на 12 областей: Адрар, Асаба, Бракна, Гидимака, Горголь, Дахлет-Нуадибу, Иншири, Тагант, Тирис-Земмур, Трарза, Ход-эль-Гарби, Ход-эш-Шарки; автономный столичный округ — на правах области; 53 района; 208 коммун — местных органов самоуправления. Крупные города: Нуакшот, Нуадибу (76,1 тыс. чел., 2001), Каэди (51,6 тыс.).
Высший законодательный орган — парламент. Состоит из двух палат. Верхняя палата — Сенат. Нижняя — Национальное собрание. Исполнительная власть принадлежит главе государства и кабинету, или совету министров. Глава государства — президент. Избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 6 лет и может неоднократно переизбираться. Обладает прерогативой назначать главу правительства.
Моктар ульд Дадда (1924 г.р.) — президент Мавритании (1961—78), лидер правящей ПМН. Принимал участие в разработке первой Конституции. Трижды переизбирался на пост президента, каждый раз сроком на 5 лет. Одновременно являлся главой правительства и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами. В августе 1975 на VII съезде ПМН был провозглашен «отцом» нации.
В июле 1978 в стране произошёл военный государственный переворот и ульд Дадда был арестован. Позднее освобождён. Эмигрировал во Францию, где находился в течение 23 лет. В июле 2001 вернулся на родину. Оппозиционные партии приветствовали его возвращение. И хотя ульд Дадда заявил, что не будет участвовать в общественной жизни страны, его приезд политическими силами был воспринят как стимул для активизации действий.
Области возглавляют губернаторы, районы — префекты, коммуны формируются в ходе муниципальных выборов.
Действует многопартийная система. Насчитывается 20 официально зарегистрированных политических партий и объединений разных направлений. Наиболее влиятельные: Республиканская социал-демократическая партия; Мавританская партия возрождения; Объединение за демократию и единство.
Союз трудящихся Мавритании (СТМ) — единый общенациональный профцентр (основан в 1961, насчитывает ок. 45 тыс. членов). Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. Генеральный секретарь СТМ — Мухаммед Брахим.
Основные задачи руководства страны в области внутренней политики — строгое соблюдение действующего законодательства с целью восстановления доверия населения к государственным институтам и психологической перестройки сознания подавляющего большинства населения, направленной на выработку у него нового, общественного отношения к внутриполитической жизни. Решать эти задачи предусматривалось в рамках «структур воспитания масс», выработавших программу действий в политической, экономической и культурной областях. Однако политическая обстановка оставалась напряжённой. Сохранялось противостояние белокожих и чернокожих мавританцев; мавров и негроафриканцев; свободных и бывших и остававшихся в рабстве граждан страны. Оппозиция формировалась среди мавров и негроафриканцев и была представлена консервативными исламистскими группировками, организациями по правам чернокожих африканцев, разными политическими партиями. Они регулярно проводили демонстрации, которые власти разгоняли с применением насилия. Репрессии властей усиливали общественную оппозицию режиму.
Во внешней политике ИРМ придерживается принципов неприсоединения, выступает за мирное политическое решение проблемы Западной Сахары. Упор сделан на укрепление связей со странами Запада, прежде всего с США, странами — членами НАТО и ЕС, в частности, в рамках «средиземноморского диалога» по вопросам военно-политического сотрудничества, в котором ИРМ с 1994 пользуется статусом наблюдателя. Конкретно речь идет о предоставлении этими странами военной помощи ИРМ, реорганизации ее Вооружённых сил, в т.ч. для борьбы с исламским терроризмом.
Кардинально изменилась ближневосточная политика ИРМ. В конце октября 1999 она вслед за Египтом (1979) и Иорданией (1994) установила в полном объёме дипотношения с Израилем. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в арабском мире, прежде всего со стороны Ирака. В ноябре 1999 ИРМ разорвала с ним дипотношения.
Произошла эволюция во взаимоотношениях с соседями. Путём демаркации совместной границы урегулирован пограничный конфликт с Мали. С Сенегалом, напротив, отношения обострились. Поводом (в июне 2000, как и в 1989) послужило намерение Дакара осуществить ирригационный проект на севере страны путём наполнения высохших русел рек водой из р.Сенегал, по которой проходит граница с ИРМ. В знак протеста мавританская сторона потребовала, чтобы сенегальцы, обосновавшиеся в своё время на территории ИРМ, за 15 дней покинули страну. Эта мера коснулась почти 100 тыс. сенегальских граждан, из которых официально зарегистрированными являлись, правда, всего лишь 16 тыс. чел. Одновременно, опасаясь за свою судьбу, из Сенегала на родину начали в массовом порядке возвращаться негро-мавританцы (ок. 60 тыс. чел.).
Посредником во взаимоотношениях двух стран выступил король Марокко. Признав отношения добрососедства и крепкой дружбы между ИРМ и Марокко, он призвал обе стороны «к сдержанности» и рекомендовал им «отдавать предпочтение диалогу и сотрудничеству». В этих условиях ИРМ взяла курс на укрепление отношений со странами Магриба, прежде всего с Марокко, а также Алжиром, в т.ч. в рамках Союза Арабского Магриба.
Из стран бывшего «социалистического лагеря» наиболее благоприятно складывались отношения ИРМ с КНР. В 2000—01 страну посетил ряд государственных и политических деятелей Китая. В ходе переговоров выражались взаимное удовлетворение поступательным развитием взаимоотношений двух стран и надежда на всемерное укрепление этих отношений.
Общая численность Вооружённых сил (2000) — ок. 20 тыс.чел. плюс 20 тыс. резервистов. Постоянные полувоенные военизированные формирования — ок. 5 тыс.чел. Сухопутные войска — 15 тыс.чел., ВВС — 150 чел., ВМС — ок. 500 чел.
ВВП (по паритету покупательной способности валюты) 5,4 млрд долл. США; на душу населения 2000 долл. США (2002). Доля промышленности в ВВП 31%; сельского хозяйства — 25%; услуг — 44%. Экономически активное население 750 тыс.чел., 53% которого занято в сельском хозяйстве.
Основу экономики составляет горнодобывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность развита слабо и представлена главным образом рыбоперерабатывающими предприятиями Нуадибу (их доля в создании ВВП ок. 4%, 2002).
Сельское хозяйство находится в состоянии хронического кризиса в силу практически полной зависимости от неблагоприятных природно-климатических условий (достаточное количество осадков для выращивания сельскохозяйственных культур получает менее 1% земель, сосредоточенных вдоль побережья р.Сенегал), слабой технической оснащённости, нехватки квалифицированных кадров. Хозяйство ведётся средневековыми методами. Урожайность низкая и ежегодно колеблется из-за периодически повторяющихся долговременных засух. Внутреннее производство не удовлетворяет потребности населения в зерновых, большинство которых импортируется в значительных размерах.
Прибрежные воды Мавритании — одни из самых богатых районов мира в смысле рыболовства. Доля морского рыболовства в создании ВВП в кон. 1990-х гг. составляла 13%. В отрасли занято ок. 25 тыс.чел. Однако в дальнейшем наметился спад в рыболовной отрасли, уменьшилась её доля в создании ВВП. В 2000 отрасль оказалась в предкризисном состоянии, а наиболее ценные породы рыбопродукции — на грани исчезновения. Причина — варварские методы лова и неспособность государства обеспечить эффективный контроль над действиями рыболовных судов, ведущих промысел в мавританских водах. К тому же ок. 40% судов мавританского флота находится в плохом состоянии.
Животноводство, являющееся основным занятием сельского населения, страдает от частых и порой многолетних засух. Тем не менее поголовье скота сохраняется примерно на одном уровне.
Железнодорожный транспорт представлен единственной железной дорогой, соединяющей центры выработки железной руды в районе г.Зуэрат с рудным портом г.Нуадибу, протяжённостью 853 км. Пропускная мощность дороги 15 млн т железной руды. Используется дизель-электрическая тяга.
Общая протяжённость автодорог ок. 8 тыс. км, из них только 1,9 тыс. км асфальтированные (кон. 1999).
Морские порты — в Нуакшоте и Нуадибу.
Главная водная артерия — р. Сенегал протяжённостью 210 км. На ней расположены 3 крупных порта (в городах Гурайе, Каэди, Росо) и 4 причала с паромной переправой. Ежегодный пассажирооборот — 87,6 тыс. чел., грузооборот — 11 тыс. автомобилей.
Два международных аэропорта (в Нуакшоте и Нуадибу) и 23 региональных. Национальная авиа-компания «Эр-Моритани» осуществляет авиаперевозки пассажиров и грузов внутри страны и в соседние государства.
Радиоприёмников в целом по стране 570 тыс. (1997), телевизоров 87 тыс. (1998), телефонов — 26 тыс. номеров (2000), в т.ч. 7,1 тыс. мобильных; 27 тыс. персональных компьютеров, 7 тыс. интернет-пользователей (2001).
Внутренняя торговля регулируется Мавританской торговой палатой сельского хозяйства, животноводства, промышленности и шахт; ассоциациями промышленности и торговли (NAFTEC, Мавританское общество рыботорговли, Национальное общество импорта-экспорта); Генеральной конфедерацией мавританских предпринимателей.
Для иностранных туристов представляют интерес исторические и культурные достопримечательности, охотничьи угодья и национальные парки, ряд которых занесён ЮНЕСКО в список Программы мирового наследия.
Главными направлениями социально-экономической политики руководством страны провозглашены оздоровление финансов, общий подъём экономики, обеспечение социальной справедливости. Первостепенное внимание придаётся решению продовольственной проблемы. Однако упор делается на добычу железной руды и развитие рыболовства (с целью получения поступлений в иностранной валюте) в ущерб другим отраслям экономики, подъём которых способствовал бы созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения.
Другая проблема — концентрация крупных финансовых ресурсов в руках правящей элиты. Вследствие этого отсутствует внутренний рынок в банковском деле, рыболовстве, горнорудной промышленности.
Центральный банк Мавритании (основан в 1973) — эмиссионный, имеет 4 отделения. Семь коммерческих банков являются либо частными полностью с национальным капиталом, либо совместными — со смешанным мавритано-иностранным капиталом.
Государственный бюджет (1999, млрд угий): доходы 56,00; расходы 51,7. Основные направления инвестиционных расходов (32,7%) — развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, морского рыболовства, добывающей промышленности. На рубеже 20 и 21 вв. ИРМ занимала 98-е место среди 132 стран мира и по классификации ООН входила в группу наименее развитых, обременённых крупной внешней финансовой задолженностью государств. В кон. 1990-х гг. внешний долг 2453 млн долл. США, 83% которых являлось долгосрочным государственным долгом. Стоимость обслуживания долга 25,6% стоимости экспорта товаров и услуг. 3/4 населения жило в условиях ниже официально признанного порога бедности. Безработица достигает 50% трудоспособного населения. Система здравоохранения развита слабо.
Внешнеторговый оборот (1999, млн долл. США) 638, в т.ч. экспорт 333, импорт 305. Основные товары экспорта — железная руда, рыба и рыбопродукты, золото. Основные товары импорта — машинное оборудование, нефтепродукты, средства производства, продукты, потребительские товары. Ведущие торговые партнёры: экспорт — Япония (18%), Франция (17%), Италия (16%), Испания (11%); импорт — Франция (27%), Бенилюкс (9%), Германия, Испания (по 7%).
Во внешнеэкономических связях руководство страны исходит из возможности получать безвозмездную помощь для развития национальной экономики и не проявляет особой заинтересованности в развитии сотрудничества на коммерческой основе. Этим во многом определяется характер взаимоотношений ИРМ с главными внешнеэкономическими партнёрами. Ведущее место среди них принадлежит Франции, на долю которой приходится 1/3 всей помощи, предоставляемой Мавритании другими странами-инвесторами. Основные сферы сотрудничества — горнодобывающая промышленность, энергетика и электрификация, строительство, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство, ирригация, морское рыболовство, образование, здравоохранение, туризм, защита окружающей среды. Осуществляется в рамках смешанных комиссий.
Начальное школьное 6-летнее образование формально считается обязательным для всех детей в возрасте от 6 до 11 лет; обучение бесплатное. Ведётся на арабском языке, изучается французский язык. Средняя 6-летняя школа состоит из двух ступеней — каждая сроком 3 года. Обучение ведётся на французском языке. Общее число учащихся в начальных и средних школах в 1998—99 составило ок. 410 тыс. В целом начальным образованием охвачено 60% детей, средним — 18% подростков соответствующего возраста. Профтехобразование осуществляется на базе начальной школы в среднетехнических лицеях и колледжах, но развито слабо.
Высшие учебные заведения — Университет (Нуакшот, 1981); Педагогический институт (Нуакшот, 1971); Национальная административная школа (Нуакшот, 1966); Национальный институт высших исламских исследований (Бутимилит, 1961). Преподавание в высших учебных заведениях ведётся на французском языке. В 1998—99 в 4 вузах страны обучалось ок. 13 тыс. студентов.
В Мавритании работают научные учреждения по общим вопросам — Национальный институт высших научных исследований (Нуакшот, основан в 1986), Национальный институт высших исламских исследований (Бутимилит, 1961), Мавританская ассоциация работников библиотек, архивов и центров документации (Нуакшот, 1979) и специализированные — Национальный институт высших научно-технических исследований в области рыболовства (Нуадибу, 1983), Управление шахт и геологии (Нуакшот, 1968). В Бутимилите, Каэди, Нуакшоте, Тиджикже, Уалате, Шингетти имеются национальные библиотеки. В Нуакшоте — Национальный архив (основан в 1955) и Центр педагогической документации (1962).
Мавритания — страна древней цивилизации и богатой многонациональной культуры, основанной на сочетании традиций африканцев, берберов, арабов, а также испанцев Андалузии. На юге страны от периода неолита сохранились десятки укреплённых поселений и датируемые1-м тыс. до н.э. круглые каменные могильники «шуши», а на торговых путях, у колодцев — каменные дома и мечети. От периода неолита сохранились наскальные изображения животных и людей, повозок, запряжённых быками или лошадьми, сцен охоты. Центром художественной культуры являлись столица средневековой Ганы (ныне развалины) — Кумби-Сале, а также средневековые города, или укреплённые поселения «ксары», Вадан, Валата, Шингетти. Отличительная особенность этого синтетического искусства — монументальная архитектура (фортификационные, гражданские, культовые сооружения).
Для музыкальной культуры мавров и негроидных народностей характерны профессиональная музыка устной традиции, культовые ритуалы, фольклор и современная музыка, основанная на сочетании традиций национальной и европейской легкожанровой музыки.
Вопросами кинематографии и производством короткометражных фильмов занимается «Общество кино» (основано в 1984), располагающее монопольным правом на импорт, распределение и прокат зарубежной кинопродукции на территории страны. Наиболее известные кинематографисты — Мухаммед Медоун Хондо Абиб и Сидней Сокона.
Имеются Коммерческое и административное издательство, Национальное государственное издательство и Национальное общество печати. Мавританское информационное агентство (МИА, основано в 1975; до января 1990 называлось Мавританским агентством печати — МАП) издаёт бюллетень «Официальный вестник» и ежедневную газету «Народ» на арабском и французском языках.
Радио ведёт трансляции на арабском, французском, сараколе, тукулер и волоф языках по территории страны и вещает на страны Европы, Африки и Арабского Востока. Телевидение (основано в 1984) находится в ведении Мавританского агентства телевидения и кино и Дома телевидения в Нуакшоте.