Официальное название — Лаосская Народно-Демократическая Республика, ЛНДР (Lao People’s Democratic Republic). Расположен в Юго-Восточной Азии в центре Индокитайского полуострова. Площадь 236,8 тыс. км2, численность населения 5,53 млн чел. (2002). Государственный язык — лаосский. Столица — г. Вьентьян (327 тыс. чел., 2002). Государственный праздник — День провозглашения ЛНДР 2 декабря (1975). Денежная единица — кип (монета — ат).
Член 35 международных организаций, в т.ч. ООН и её специализированных организаций (с 1955), МВФ (с 1961), Азиатского банка развития (с 1966), АСЕАН (с 1997).
Динамика численности населения Лаоса (млн чел.): 1980 — 3,199; 1985 — 3,618; 1990 — 4,140; 1995 — 4,605; 2000 — 5,218.
Естественный среднегодовой прирост населения 2,47% (оценка 2002). Средняя продолжительность жизни 54 года. Детская смертность 93 чел. на 1000 новорождённых (2001). Возрастная структура: 0—14 лет — 44,4%, 15—59 лет — 50,0%, 60 лет и старше — 5,6% (2002). Женщин 2,595 млн (51%); мужчин 2,730 млн (49,0%). Городское население — 24%, сельское — 76%. Среди населения старше 15 лет грамотно 50%.
В Лаосе проживает более 60 народностей, в соответствии с основными этнокультурными, языковыми и геоэкономическими особенностями объединённых в три группы: лао-лумы (низинные лаосцы, лао-тайский язык, 68% жителей), лао-тенги (верхние лаосцы, мон-кхмерские языки, 22%) и лао-сунги (вершинные лаосцы, языки мяо-яо (хмонг-миен) 9%). Представителей нелаосской национальности — вьетнамцев, китайцев — не более 1% населения.
Религия большинства жителей (60%) — буддизм (южная ветвь — хинаяна, или тхеравада), почти 38,5% придерживаются анимистических верований, 1,5% — христиане.
ЛНДР — государство народной демократии президентско-парламентского типа. Действует Конституция 1991. Административное деление: Вьентьянский муниципалитет, особая экономическая зона Сайсанбун и 16 провинций, подразделяющихся на 142 округа. Наиболее крупные города: столица Вьентьян, административные центры Пхонгсали, Луангпхабанг, Тхакхэк, Паксе, Аттапы.
Вся власть в государстве принадлежит народу, исходит от народа, представленного всеми национальностями и социальными группами. Государство управляет обществом на основе Конституции и законов, защищает демократические права и свободы народа, в т.ч. вероисповедания; управление экономикой осуществляет посредством рыночного механизма при соблюдении принципа сочетания централизованного и местного руководства.
Высший орган законодательной власти — однопалатное Национальное собрание (109 депутатов). Высший орган исполнительной власти — Совет министров. Глава государства — президент. Глава Национального собрания — председатель. Глава Совета министров — премьер-министр. Президент избирается Национальным собранием на 5 лет. Национальное собрание избирается путём всеобщих, прямых, тайных равных выборов на альтернативной основе на 5 лет. Совет министров утверждается Национальным собранием по представлению президента.
Исполнительная и законодательная власть на местах принадлежит: в провинции губернатору, в муниципалитете префекту (оба назначаются президентом), в уездах начальникам, назначаемым премьер-министром. Права и обязанности глав местной администрации — обеспечение исполнения Конституции, законов государства и распоряжений вышестоящих органов, руководство и контроль за деятельностью находящихся в рамках их компетенции организаций и ведомств, а также приостановка или отмена их распоряжений, противоречащих закону.
Выдающиеся государственные деятели ЛНДР. Кейсон Фомвихан (1920—92) — активный участник национально-освободительной борьбы, организатор и руководитель Народно-освободительной армии, министр обороны в правительстве национального сопротивления, член ЦК ФОЛ, член компартии Индокитая, генеральный секретарь ЦК НРПЛ с момента её создания, зампредседателя ЦК ПФЛ, первый премьер-министр ЛНДР. Инициатор перехода ЛНДР к рыночному механизму управления экономикой в сер. 1980-х гг. Суфанувонг (1909—95) — активный участник национально-освободительного движения; член правительства национального сопротивления и нескольких коалиционных органов власти независимого Лаоса; командующий Вооружёнными силами «Лао Иссара», председатель ЦК ФОЛ, председатель ЦК ПФЛ (с 1979 — ФНСЛ), первый президент ЛНДР (1975—86), первый председатель Национального собрания (1975—86), член Политбюро ЦК НРПЛ. Кхамтай Сифандон (род. 1924) — президент республики с февраля 1998—2006.
В Лаосе существует единственная партия — Народно-революционная партия Лаоса (НРПЛ, до февраля 1972 — Народная партия Лаоса), создана 22 марта 1955 на базе лаосской секции компартии Индокитая; до августа 1975 находилась в подполье, являясь руководящим ядром ПФЛ, по Конституции — ведущая сила политической системы ЛНДР. Фронт национального строительства Лаоса (ФНСЛ, до февраля 1979 — Патриотический фронт Лаоса), создан в январе 1956, объединяет профсоюзную, молодёжную, женскую и другие общественные организации ЛНДР. Федерация лаосских профсоюзов создана в декабре 1956, входит во Всемирную федерацию профсоюзов. Союз народно-революционной молодёжи Лаоса (СНРМЛ, до апреля 1983 — Народно-революционная молодёжь Лаоса) создан в июле 1972. Союз лаосских женщин (до мая 1984 — Ассоциация патриотических женщин Лаоса) создан в июле 1956. Лаосская буддийская ассоциация (до февраля 1989 — Буддийская ассоциация Лаоса) создана в 1951.
Внутри страны государство проводит политику единства и равенства всех национальностей и всемерно содействует постоянному улучшению их социально-экономического положения; защищает и развивает различные экономические уклады и формы собственности; гарантирует право пользования землёй, являющейся собственностью всего национального сообщества в лице государства, передачи и наследования её в соответствии с законом; заботится о развитии здравоохранения, образования и культуры, уделяя особое внимание отдалённым районам; обеспечивает защиту нации и безопасность всего народа с помощью национальной армии и других силовых структур.
В области внешней политики государство способствует расширению экономических связей с другими странами на условиях взаимного уважения независимости, суверенитета, равенства и обоюдной выгоды. Во внешней политике соблюдаются принципы мирного сосуществования, дружбы и сотрудничества, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств.
Вооружённые силы. Регулярные войска (29,1 тыс. чел., 2003) комплектуются на основе закона о воинской повинности (срок службы — минимум 1,5 года); имеются военизированные формирования (милиция — 100 тыс. чел.), местные организации самообороны. Число военных округов — 4. Сухопутные войска включают 5 пехотных дивизий, 7 отдельных пехотных и 3 инженерных полка, отдельный танковый батальон, 6 артиллерийских и 9 зенитных артиллерийских дивизионов, 65 отдельных пехотных рот, одно звено авиационной связи; на вооружении — танки, БТР, орудия полевой артиллерии на механической тяге, миномёты, противотанковые и зенитные средства, включая ракеты класса «земля—воздух». Военно-воздушные войска подразделяются на эскадрильи, на вооружении — транспортные самолёты, вертолёты, ракеты АА-2, «Атолл». Речная флотилия — 32 патрульных и других катера, 4 десантных корабля и до 40 ед. вспомогательных плавсредств. Главнокомандующий Вооружёнными силами — президент.
Государственная социально-экономическая политика ЛНДР направлена на модернизацию технически отсталого национального хозяйства, улучшение жизни всех этнических групп страны, снижение уровня бедности населения, преобразование мелких хозяйств, а в окраинных районах — сохраняющихся анклавов натурального хозяйства. В первые десятилетия республика решала одновременно две основные задачи — устранение тяжёлых последствий колониального периода, 30-летней войны, воссоздание единого лаосского государства и формирование нового развитого общества в рамках административно-директивных методов строительства социализма: национализация, массовая принудительная коллективизация деревни, ускоренная индустриализация, огосударствление всей хозяйственной деятельности и запрет на частное предпринимательство. Эта стратегия, оказавшаяся неэффективной, мало приспособленной к условиям слаборазвитого Лаоса с его географическими и демографическими особенностями, привела страну к кризисному состоянию материально-социальной сферы.
Начатая на рубеже 1970 — 80-х гг. переоценка проводимой партийно-государственной социально-экономической политики завершилась разработкой и внедрением в сер. 1980-х гг. нового экономического механизма управления хозяйством с использованием регулирующих рычагов рынка. За последующие годы была создана и введена в действие либеральная законодательная база в области социальных, трудовых и земельных отношений, хозяйственной деятельности, экономических преступлений, гражданского права, условий иностранного инвестирования, внешнего заимствования, индивидуального предпринимательства; реформированы банковская и налоговая системы, сфера учета и планирования.
Постепенно с помощью рыночных методов хозяйствования уже к кон. 1980-х гг. макроэкономическая ситуация в Лаосе стабилизировалась. Улучшилась сфера материального производства за счёт новых и имеющихся отраслей экономики и повышения их производительности, укрепился частнопредпринимательский сектор, почти удвоилась доля промышленности в создании ВВП, а аграрного — сократилась, возросли цифры и самого ВВП. Общий экономический рост достигал 7—8%, впятеро снизилась инфляция, увеличилась доходная часть государственного бюджета, формируемая из внутренних источников, в несколько раз вырос объём зарубежных производственных капиталовложений в реальную экономику в виде прямых инвестиций, кредитов и донорских средств. Таким образом, были устранены основные причины социально-экономического напряжения, существовавшие в дореформенный период. Благодаря внедрению новационной политики экономика ЛНДР приобрела ряд чисто рыночных характеристик: повысилась роль частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, транспортных и прочих услугах и его составляющая в стоимостной структуре национального продукта; получили развитие конкурентные отношения в сфере обмена, кредитования, делового партнёрства, найма рабочей силы; модернизирована система ценообразования, изменились формы и масштабы вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий и частных лиц в сторону укрепления за ним стратегического регулятора и гаранта обеспечения условий для достижения развитого общества.
Денежно-кредитная политика государства и центрального банка ориентирована на достижение устойчивых темпов роста, укрепление кипа, сдерживание инфляции, обеспечение минимальных норм резервов, выравнивание платёжного баланса страны, оживление её внутренней и внешней торговли. В этих целях путём фискальных и дисциплинарных мероприятий реформирована валютная система, упразднён множественный курс кипа по отношению к доллару США, разрешено свободное хождение твёрдых мировых валют и таиландского бата; регулируются ставки процента на банковские кредиты, ведётся корректировка стоимостных экспортно-импортных операций, создаются благоприятные условия для продажи и покупок акций, налажена практика банковских операций на открытом рынке.
Во внешнеэкономической сфере правительство придерживается открытости лаосского рынка в области торговых, инвестиционных и прочих финансово-хозяйственных связей. Одновременно государство, хотя и отказалось от монополии на внешнюю торговлю, регулирует эту деятельность путём квотирования и тарификации экспортно-импортных товаров, а также улучшения валютного режима.
К кон. 20 в. Лаос вышел из состояния обособленности от остального мира; переход страны к свободному рынку прошёл почти безболезненно, не нарушив её общую социально-политическую стабильность. Депрессивное воздействие на хозяйственное положение оказал азиатский финансовый кризис 1990-х гг., замедлив ход реформ и усугубив множество нерешённых проблем. Ухудшилась внешнеторговая ситуация, сократилось промышленное и сельскохозяйственное производство, от снижения налоговых и экспортных поступлений пострадала государственно-бюджетная сфера, в несколько раз обесценилась лаосская национальная валюта, нарушилась деятельность банков, уменьшились объёмы иностранных инвестиций. В наибольшей степени негативные социальные последствия кризиса отразились на жизни городского занятого населения из-за повышения индекса потребительских цен, роста инфляции, частичной утраты рабочих мест.
К нач. 21 в. кризис был в целом преодолён благодаря грамотной социальной и экономической политике руководства Лаоса, направленной на восстановление докризисных макроэкономических показателей путём привлечения прямых иностранных инвестиций, новых займов, кредитов и грантов, ограничения закупок ряда зарубежных товаров и сокращения заработной платы чиновникам; была снижена инфляция, стабилизированы курс национальной валюты и среднегодовые темпы экономического роста. Но оставались крупные макроэкономические проблемы: ограниченность круга внутренних источников накопления и крайняя зависимость от зарубежной помощи, слабость местного капитала, налогооблагаемой базы, платёжеспособности государства и населения, конкурентной среды, рынка труда и несбалансированность государственного бюджета и внешней торговли.
2001 — начало следующего этапа реформ в финансовой и банковской деятельности, госсекторе, менеджменте бюджетных расходов, уточнении роли государства и частной и общественной собственности. Главная задача современности — реализация программы борьбы с бедностью и вывода Лаоса из числа наименее развитых стран мира. За 2000— 02 прямые иностранные инвестиции превысили 25 млн долл. США (89% общего объёма капиталовложений в экономику), реальный ВВП достиг 1,7—1,8 млрд долл., среднегодовые темпы прироста ВВП поддерживались на уровне 5,8%, ВНП на душу населения — 310—320 долл., среднегодовая инфляция оставалась ниже 11%. Внешний долг ЛНДР в 2001 составлял 2,4 млрд долл. США, платежи по обслуживанию долга — 41 млн (в 2002 — 44 млн), их доля в ВВП — 7,7 и 7,9% соответственно.
В годы реформ положение в финансовой сфере улучшилось благодаря росту доходов государства от экспорта, некоторому снижению расходов на ввоз предметов роскоши, на содержание чиновничьего аппарата, а также расширению круга внутренних источников наполнения бюджета за счёт роста налоговых и таможенных сборов, арендных платежей государству за пользование недвижимостью, усиления контроля властей за соблюдением налоговой дисциплины юридическими и физическими лицами, сокращения дотаций госпредприятиям. Но неустойчивость кипа и инфляция во время кризиса дезорганизовали стоимостную структуру государственного бюджета, в 2001 дефицит превысил 1,3 млрд кипов; наблюдался недостаточный приток средств в доходную часть бюджета ввиду чрезмерного финансирования государством национальных банков и его неэффективного контроля за расходами в периферийных административных структурах. Эти факторы были учтены, и в 2002 в расходной части нового бюджета основные суммы предназначались на развитие транспорта и других коммуникаций (22,8%, или 5% ВВП), далее шла статья «текущие расходы» — 16,9%, или 3,8%, сельское хозяйство — 16,6%, или 3,7%, остальные наиболее крупные статьи — оборона, образование, здравоохранение, заработная плата и социальное обеспечение.
Банковская сеть охватывает не всю страну, а лишь её административные центры; во многих провинциях появились сберкассы. Двухуровневая система банков (в 1999 их насчитывалось 15) возникла в годы реформ и включает Центральный банк Л. (ЦБЛ, госсобственность) и его филиалы в провинциях, банки иностранного и смешанного капитала, а также более 30 частных (местный бизнес) небанковских бюро по обмену иностранной валюты. Политика ЦБЛ носит монетаристский характер, изменение ставок ссудного процента и использование массированных изъятий авуаров инвалюты практикуется в крайних случаях, например, при кризисах, и последние возмещаются денежными средствами от продажи векселей казначейства или самого ЦБЛ.
Внешняя торговля не утратила свою аграрную направленность, но ускорился процесс диверсификации её структуры, большую роль, чем до реформ, стали играть промышленные и ремесленные потребительские товары, минеральная продукция, а также туризм. Стоимость импорта и экспорта составляет соответственно 50 и 60% ВВП; сохраняется хронический внешнеторговый дисбаланс на уровне 6% ВВП (до кризиса — 16—17%). По оценке, дефицит внешней торговли в 2002 приближался к 250 млн долл. США, который покрывается, как правило, иностранной помощью. Существует также нелегальная торговля с приграничными странами, не регистрируемая официальной статистикой. Страна испытывает большую нехватку инвалюты из-за неустойчивости международного рынка. Видовая структура экспорта — электроэнергия, сельскохозяйственная и лесопродукция, одежда, олово, гипс, товары, производимые из зарубежных компонентов. Налажен реэкспорт автомашин, мотоциклов, некоторых лесоматериалов. Предметы ввоза — нефтепродукты, минеральные масла, энергетическое, строительное и пр. промышленное оборудование и запчасти к нему, сельскохозяйственная и оргтехника, транспортные средства, уголь, минеральное сырьё, удобрения, стройматериалы, химикаты, продовольствие, медикаменты.
В экономике Лаоса преобладает аграрный сектор, в котором живёт и работает 85% сельского населения и всех занятых страны. Основа его — растениеводство, базирующееся на рисоводстве; выращиваются сахарный тростник, табак, кофе, хлопок, арахис, фрукты, овощи и бобовые. Земледелие даёт 27—29% ВВП, модернизируется быстрее остальных отраслей сельского хозяйства благодаря материально-техническому перевооружению и активизации рыночного фактора развития. Урожаи многих ведущих товарных крестьянских культур к нач. 21 в. выросли на 20%, достигнута самообеспеченность ЛНДР продовольствием и налажен частный экспорт его в соседний Таиланд. Животноводство — подсобная отрасль почти каждого двора — имеет немолочное направление, разводят буйволов, быков, лошадей, свиней, мелкий рогатый скот, птицу. К сельскохозяйственной деятельности населения относятся лесные промыслы, дающие древесину, смолы, масла, целебные и ароматические травы. За рубеж вывозятся кофе, кардамон, бензойная смола. Развито домашнее речное рыболовство; имеется несколько рыбоводческих станций.
Промышленность представлена предприятиями фабрично-заводского типа (с ремесленными мастерскими их число превышает 15 тыс.). Превалируют мелкомасштабные (96%) и средние (3%) подразделения, довольно слабо технически оснащённые; современные предприятия — несколько ГЭС, включая крупнейшую в Индокитае ГЭС — Нгым, вблизи Вьентьяна. Наиболее высокие темпы развивают гидроэнергетика (госсобственность), добыча полезных ископаемых, строительство, обработка сельхозсырья; производятся пищевые продукты и напитки, средства интенсификации сельских работ, стройматериалы, кожаные, керамические, табачные изделия, парфюмерия, фармацевтические товары, электроопоры и электропровода, а также сборка электронной техники, автомашин и других технических средств из привозных компонентов; добываются олово, гипс, лигнит, каменная соль, серебро, золото. Тяжёлая и военная промышленность отсутствуют.
Транспорт — одна из наиболее проблемных отраслей хозяйства: отсутствует железная дорога и единая общенациональная сеть наземных путей. По уровню средней плотности дорожного полотна, приходящегося на единицу площади, Лаос на одном из последних мест в мире. Главная водная артерия — Меконг, правый берег которой соединяет ЛНДР с Таиландом. Видовая структура — перевозочные средства местного производства (лодки, тележки) и привозные (автомобили, мотоциклы, автобусы, самолёты, вертолёты, мелкие речные суда). Общая протяжённость гудронных, гравийных и грунтовых дорог св. 32 тыс. км. Тоннаж перевезённых грузов в 2002: автотранспортом 1946 тыс. т; речным 770; воздушным 1,9; пассажироперевозки — автотранспортом 23,2 тыс. чел., речным 2,0 тыс.; воздушным 467,2 тыс. Имеется св. 20 аэродромов (международные, работающие круглогодично и принимающие современные авиалайнеры, во Вьентьяне, Луангпхабанге, Паксе, Сено), несколько взлётно-посадочных полос. Другие коммуникационные линии включают радио-, телефонную, телеграфную, почтовую, телексную, компьютерную связь с выходом в международные каналы. Введён в строй «Интерспутник», с 1996 имеется доступ к Интернету, который обслуживает более 6 тыс. пользователей. В 2002 насчитывалось почти 40 телефонных станций в основном в городах (автоматические, магнитные и две мобильных), число телефонных номеров св. 211 тыс.
Сектор услуг — самая динамично развивающаяся сфера хозяйства, обеспечивающая более 1/4 ВВП; среднегодовой прирост отрасли увеличился за 2000—02 в 1,7 раза.
Туризм с 1990-х гг. — растущая статья государственных доходов (в 2001— 9,7% ВВП), развивается молодёжный и экологический туризм. В отрасли работает более 8% общего числа занятых. Кризис и несколько терактов в кон. 1990-х гг. дезорганизовали отрасль. В нач. 21 в. туристическая деятельность активизировалась. За 1991—2000 число туристов выросло с 20 до 724 тыс. чел.
В ЛНДР французская система просвещения заменена на национальные программы с обучением на родном языке; модернизация ведётся с помощью международных партнёров, включая ЮНЕСКО. Имеются дошкольное (ясли, сады), школьное (11-летка), профтехобразование и высшее образование (институты, университеты); имеются частные и государственные учебные заведения и несколько духовных семинарий; организуются спецкурсы для разных возрастных групп в целях ликвидации массовой неграмотности. В ЛНДР по Конституции все граждане имеют право на образование.
Древние традиции духовной жизни многочисленных этносов Лаоса, их общественный уклад и религиозные верования стали основой культуры страны. Памятники старины — монастыри (ваты) и другие шедевры национального зодчества, манускрипты на пальмовых листьях; образцы народных традиционных художественных промыслов — ткачества, производства эмалей, обработки дерева, драгоценных камней, металла — вывозятся за рубеж. Литература представлена как письменными (светскими, религиозными) произведениями, так и фольклорным устным творчеством (сказками, мифами, песнями); сейчас доминируют беллетристика и стихосложение.