Translate

Европейский союз (ЕС)

 

Европейский союз — организация, которая объединяет 27 европейских стран. И хотя это политическое образование не является государством, у него все равно есть ряд характерных для современных стран признаков, включая уникальную символику.

Флаг

На флаге Европейского союза изображено 12 золотых звезд, расположенных как цифры на циферблате, на синем фоне. Сначала этот флаг придумали для Совета Европы (эта организация не имеет непосредственного отношения к Европейскому союзу), но с 1985 он года был выбран для представления «Европейских сообществ» (предшественник нынешнего ЕС). Круговое расположение звезд должно символизировать единство, солидарность и гармонию, а синий фон — западный мир.

Официальное объяснение числа звезд на флаге гласит, что «число 12 традиционно символизирует завершенность и единство» (можно вспомнить 12 знаков зодиака, месяцев в году, полутонов в октаве, апостолов). Однако существуют и другие интерпретации. Так, создатель флага Арсен Хейц рассказывал о влиянии христианства на создание символа, поскольку в западной традиции Дева Мария изображается с нимбом из 12 звезд. Но с количеством стран-участниц число звезд никак не связано.

Гимн

Гимн ЕС — инструментальная версия «Оды к радости» Людвига ван Бетховена (часть 9-й симфонии), написанная им на стихотворение Фридриха Шиллера. Гимн символизирует «европейские идеалы свободы, мира и солидарности». Официальные инструментальные аранжировки к гимну написал один из самых известных европейских дирижеров Герберт фон Караян.

Радость, пламя неземное,

Райский дух, слетевший к нам,

Опьяненные тобою,

Мы вошли в твой светлый храм.

Ты сближаешь без усилья

Всех разрозненных враждой,

Там, где ты раскинешь крылья,

Люди — братья меж собой. 

(в переводе И. В. Миримского )

Девиз

«Единство в многообразии» — официально принятый в 2000 году девиз Европейского союза. Он символизирует многообразие европейских культур и наций, а также общую цель — достижение мира и процветания.

14 мая 1872 года германский канцлер Отто фон Бисмарк в речи перед Рейхстагом заявил: «Любой, кто произносит „Европа“, неправ. Это всего лишь географическое название». А имевший множество фавориток король Франции Людовик XIV однажды в частной беседе сказал, что он «скорее объединит Европу, чем сможет помирить двух женщин».

Ни, ни «железный канцлер», очевидно, не верили в возможность мира и гармонии в регионе. И неудивительно, ведь история Европы вплоть до середины ХХ века полна войн и распрей между близкими соседями. После двух разрушительных мировых войн, под угрозой экономического коллапса лидеры западноевропейских стран попытались поставить на защиту политики экономику, так перестроив торгово-промышленные потоки в регионе, чтобы новая война была невозможна. Так Старый Свет встал на путь постепенной интеграции — от экономической к политической, от Европейского объединения угля и стали к Европейскому союзу.

9 мая 1950 года считается днем создания европейского интеграционного проекта «День Европы»: в этот день министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией (так называемый план Шумана), в которой призвал Германию объединить производства угля и стали двух стран под руководством единого наднационального органа, а также подготовить создание экономического сообщества. 

Этот документ был разработан генеральным комиссаром по вопросам планирования Франции Жаном Монне. Вместе с Робером Шуманом их нередко называют отцами-основателями Европы.

Европейский совет — это один из семи основных институтов Европейского союза, его главный политический орган.

Если в обычной стране глава государства — это президент или премьер, то Евросовет можно сравнить с «родительским собранием» таких глав государств.
Заседания Евросовета называются саммитами и проводятся не реже, чем 4 раза в год (но бывает и чаще, если есть повод для внеочередного заседания). В собраниях лидеров ЕС также без права голоса принимают участие председатель Европейского совета (фактически он выполняет роль «классного руководителя», задавая повестку встречи) и председатель Европейской комиссии.

Если Европейский совет объединяет лидеров стран-участниц , то Совет ЕС — правительства этих стран. Но не всех министров сразу, а в зависимости от рассматриваемой на заседании темы. Таким образом, очередное заседание Совета ЕС может оказаться, например, встречей министров, отвечающих за экологию (Совет по охране окружающей среды) или министров финансов (так называемый совет «Экофин»). Всего насчитывается десять конфигураций Совета ЕС — «по интересам». Например, если в Брюсселе или Люксембурге проходит заседание Совета ЕС по иностранным делам — значит, там собирается коллегия министров иностранных дел.

Совет обсуждает и вносит поправки в законодательство, принимает законодательные акты и бюджет ЕС (совместно с Европарламентом), координирует политические курсы стран-членов и принимает решения относительно внешней политики ЕС (в рамках, установленных Европейским советом). Помимо этого именно Совет ЕС официально заключает договоры между ЕС и другими странами и организациями. Любой правовой акт должен получить одобрение Совета ЕС.


Европейский парламент — один из двух законодательных органов ЕС (второй — это Совет ЕС), который все граждане ЕС избирают раз в пять лет прямым голосованием. Каждые два с половиной года меняется председатель Европарламента, который, в частности, подписывает законодательные акты. 

От каждой страны пропорционально численности населения избирается фиксированное число депутатов — так, чтобы в итоге их было 705. Например, от Германии — 96 человек, а от Кипра — всего шесть. При этом на европейских выборах граждане Евросоюза голосуют за политиков своих национальных партий — которые, в свою очередь, входят в более широкие европейские политические объединения (их можно сравнить с наднациональными партиями). По итогам последних выборов в 2019 году депутаты сформировали семь фракций (или политических групп). Две крупнейшие представляют правый и левый центры — это Европейская народная партия (ЕНП) и «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (S&D).


Европейская комиссия — главный исполнительный орган Европейского союза, который представляет ЕС как единое целое, обладает «правом инициативы», то есть предлагает законы и политические программы, а также несет ответственность за реализацию законов, принятых Европарламентом и Советом ЕС. Еврокомиссия защищает и следит за уважением интересов всего Евросоюза, а не отдельных.

Еврокомиссию можно сравнить с европейским правительством. Функции еврокомиссаров похожи на министерские портфели в обычных странах: среди портфелей есть, например, энергетика, транспорт, бюджетные вопросы и образование и культура.

Европейская комиссия состоит из 27 членов — по одному от каждого государства ЕС. Сначала Европейский совет предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европейским парламентом. После этого Совет ЕС и кандидат на должность председателя формируют состав Еврокомиссии — выбирают еврокомиссаров. И председатель, и еврокомиссары должны быть одобрены парламентом и советом. Традиционно еврокомиссарами становятся бывшие главы национальных правительств или министры.

У Еврокомиссии есть свои представительства в каждой стране ЕС, и в общей сложности в структурах Еврокомиссии по всей Европе работают более 20 тыс. человек.


Помимо Еврокомиссии за надлежащим исполнением законодательных актов ЕС в каждом государстве следит Суд Европейского союза.
Суд ЕС как институт состоит из двух судебных органов — Европейского суда и Европейского трибунала (Суда общей юрисдикции). Европейский суд состоит из 28 судей и 11 генеральных адвокатов и занимается преимущественно спорами между государствами Евросоюза или Еврокомиссией и государствами-членами. Европейский суд заранее проверяет международные договоры на соответствие праву Европейского союза, а также толкует его по запросу национальных судов; его решения не могут быть обжалованы. 

Трибунал после реформы 2017 года состоит из 46 судей из 28 стран-участниц. Это суд общей юрисдикции, куда могут обратиться и страны-участницы, и компании, и физические лица — и в основном он рассматривает как раз иски частных лиц, которые обжалуют акты институтов ЕС.

О внешних связях Евросоюза принято говорить, что страны проводят «общую внешнюю политику и политику безопасности» — этот принцип был закреплен в Маастрихтском договоре в 1992 году. Он означает, что вообще-то страны-члены сохраняют самостоятельную внешнюю политику, но выступают сообща по ряду вопросов, если смогут единогласно принять решение и заключить межправительственное соглашение. Цели и задачи совместной внешней политики определяет Евросовет, а за реализацией следит Совет ЕС по иностранным делам, который собирается минимум раз в месяц.

В 1993 году в ЕС появился верховный представитель по внешней политике и политике безопасности — это должность вроде еврокомиссара, но уже само название дает понять, что внешнеполитическое досье стоит особняком и основная ответственность по-прежнему лежит на.

Теоретически у ЕС могли бы появиться общая оборонная политика и единая армия — но пока их нет, и эти компетенции по-прежнему сохраняются за национальными оборонными ведомствами. В то же время 21 из 27 стран-участниц ЕС входят в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Фактически это притормаживает создание аналогичной системы в ЕС. Хотя в ноябре 2017 года была подписана программа Постоянного структурированного сотрудничества в военных разработках и предоставлении военных отрядов.

Решения в области единой внешней и оборонной политики в основном принимаются единогласно. В ряде случаев (их перечисляет ст. 31 Договора ЕС) решение может быть принято большинством голосов — скажем, если речь идет о детализации предыдущего решения лидеров ЕС. Государства-члены могут воздержаться, не блокируя принятие решений. Воздержавшееся государство-член не обязано осуществлять принятое решение совета, но обязуется признать, что подобное решение связывает Европейский союз.


Возможность присоединиться и выйти из ЕС записана в основополагающих договорах.

Выгнать кого-то из ЕС нельзя, но в 1962 и 1985 годах из «Европейских сообществ» после обретения независимости и автономии самостоятельно вышли Алжир и Гренландия (в отличие, соответственно, от Франции и Дании, которые остались). Еще несколько стран — Норвегия, Исландия и Швейцария — сначала подали свои заявки на вступление, но затем их отозвали. Однако до 2020 года ни одна страна целиком не покидала Евросоюз.

Первой стала Великобритания: по итогам голосования 2016 года эта страна покинула ЕС 31 января 2020 года в 23:00 по Гринвичу (или 1 февраля в 2:00 по московскому времени). Хотя часть формальностей к тому времени была улажена, а соглашение об отделении подписано — многие детали «развода» фактически были оставлены на потом.

Между тем в очереди на вступление в ЕС остаются Албания, Черногория, Сербия, бывшая югославская Республика Македония и Турция — все эти страны получили формальный статус кандидата и постепенно проводят реформы, необходимые для присоединения. Турция, впрочем, подала заявку еще в 1987 году вместе с Марокко. Но королевству отказали сразу как не находящемуся в Европе, а Турцию поставили в лист ожидания на долгие годы — и в итоге после конституционного референдума 2017 года переговоры были полностью остановлены.


Европейский центральный банк, расположенный в немецком Франкфурте-на-Майне — это центральный орган Экономического и валютного союза ЕС (ЭВС), в который входят все 27 стран Евросоюза. Он не зависит от других институтов ЕС, при этом его главная задача — координировать работу Центробанков стран-участниц ЕС, а также регулировать и удерживать стабильность зоны распространения единой валюты — евро. Основным механизмом этого регулирования является поддержание низкого уровня инфляции в странах еврозоны (низким уровнем считается инфляция около 2% в год): подобно национальным центральным банкам он устанавливает ставки рефинансирования для частных банков еврозоны, тем самым регулируя приток денежной массы в экономику стран.

За финансовым управлением, формированием и использованием бюджета Евросоюза другими институтами в соответствии с решениями Европарламента и Совета ЕС следит Счетная палата Европейского союза — один из семи главных институтов ЕС. Для этого Счетная палата проводит детальный аудит всех доходов ЕС на всех уровнях управления, проверки получателей финансовых средств ЕС в Европе и за рубежом, а потом составляет отчеты и дает рекомендации Еврокомиссии и государствам-членам ЕС.


Еврозона — это валютный союз, который объединяет 19 стран ЕС и вводит на их территории единую валюту. Еврозона была учреждена в 1999 году, когда новая валюта была введена для безналичных расчетов. И только в 2002 году были выпущены монеты и банкноты. Регулированием еврозоны и валюты занимается Европейский центральный банк.

Из 8 стран ЕС, на территории которых не введена единая валюта, семь (Швеция, Польша, Чехия, Хорватия, Румыния, Венгрия и Болгария) должны сделать это, когда их экономики будут соответствовать пяти так называемым «критериям сближения», разработанным для предупреждения экономических шоков от объединения с неравными экономиками. Все эти государства, кроме Швеции, намерены ввести евро: Швеция методично уклоняется от принятия решения по вступлению в Механизм валютных курсов (ERM II), членство в котором является одним из «критериев сближения». Дело в том, что между шведскими партиями существует консенсус об отказе ввести евро до соответствующего решения на общенациональном референдуме.

Великобритания и Дания также не ввели евро на своей территории из-за исключений, которых они добились путем переговоров по Маастрихтскому договору. Валютой Великобритании (в составе ЕС и после выхода из него) остается фунт стерлингов, а Дании — датская крона.

Одна из целей создания ЕС — свободное перемещение людей. Это стало возможным, когда европейские страны договорились совместно охранять внешние границы и отменить погранконтроль на границах внутренних. В 1985 году такое соглашение заключили в люксембургской деревне Шенген пять стран: Франция, Германия, Люксембург, Бельгия и Нидерланды.

Сегодня в шенгенскую зону входят 22 страны ЕС, а также Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Фактически к ней также относятся Монако, Сан-Марино , Андорра и Ватикан — эти государства не подписали законодательство Шенгена, но при пересечении границ между ними и странами-членами шенгенской зоны также нет контроля пограничной службы.

Помимо снятия ограничений на передвижение внутри шенгенской зоны ее члены проводят единую политику по отношению к третьим странам, то есть при въезде в любое из государств иностранные граждане проходят процедуру проверки по единым правилам. При получении шенгенской визы иностранный гражданин может свободно путешествовать по всем странам этой зоны.

Некоторые страны ЕС в эту зону не входят. Шенгенской визы будет недостаточно для посещения Ирландии. Болгария, Кипр, Румыния и Хорватия также пока не присоединились к шенгенской зоне — их заявки на вступление еще не одобрены. Поэтому получить «шенген» в посольствах этих стран нельзя, но зато их власти разрешают въезд на свою территорию как по национальной, так и по шенгенской визе.


Это политическая позиция, связанная с критикой Евросоюза и европейской интеграции. Степень скептицизма может варьироваться от выступления против некоторых отдельных идей и институтов до призывов выйти из ЕС — как случилось в Великобритании с Brexit.

«Интеграция подрывает национальный суверенитет страны», — вот основная претензия евроскептиков. Также они критикуют законодательные органы ЕС за излишнюю бюрократичность и непрозрачность. Еще один важный пункт для критики — политика ЕС по отношению к мигрантам.

В целом жители стран Евросоюза положительно относятся к членству в этой организации — по данным Pew Research Center, 67% респондентов высказываются о ЕС положительно. В среднем, молодежь относится к евроинтеграции позитивнее старших поколений, также положительное отношение напрямую связано с устойчивым экономическим положением страны. Негативно к ЕС относятся сторонники европейских правых партий.

Чат

Архив блога