Translate

Испания – самая теплая страна Европы

 

Официальное название — Королевство Испания (El reino de Espana, The Kingdom of Spain). Расположена на юго-западе Европы (занимает св. 4/5 Пиренейского полуострова, а также острова Балеарские в Средиземном море и Канарские в Атлантическом океане). Общая площадь — 506 тыс. км2, численность населения — 40,2 млн чел. (2002). Государственный язык — испанский (кастильское наречие). Столица — г. Мадрид (3 млн чел., 2002). Государственный праздник — День испанской нации 12 октября. Денежная единица — евро (с 2002, до этого песета).

Владения (находятся под прямым управлением Испании): города Сеута и Мелилья, расположенные на северном побережье Африки с прилегающими к ним небольшими островами и мысами: Чафаринас, Алусемас, Велес де ла Гомера.

Член международных организаций: ООН (с 1955), НАТО (1981), ЕС (1986), а также ОЭСР, ОБСЕ, МВФ, ВТО, ЮНЕСКО и др.


В 1990-е гг. среднегодовые темпы прироста населения составляли 0,2%. К нач. 1980-х гг. традиционно отрицательный баланс миграции приобрёл положительное сальдо. В настоящее время страна испытывает иммиграционный прессинг, особенно со стороны Северной Африки и Латинской Америки. Нетто-иммиграционный показатель 0,87‰.

Плотность населения 79 чел. на 1 км2 (одна из самых низких в Европе), в т.ч. в Автономном Сообществе Мадрид — 605 чел./км2, в Стране Басков — 295 чел./км2, в Валенсийском Сообществе — 100 чел./км2. В городах проживает ок. 70% испанцев.

Рождаемость — 9,26‰, смертность — 9,13‰ (2001), детская смертность 4,92 чел. на 1000 новорождённых (2001). Доминирующая тенденция — снижение смертности при одновременном снижении уровня рождаемости. Средняя продолжительность жизни 78,9 года, в т.ч. 75,5 года — мужчины, 82,6 года — женщины.

Возрастной состав населения: молодёжь до 14 лет — 14,6%, в возрасте 15—64 года — 68,2%, 65 лет и старше — 17,2%. Общая численность женщин несколько превышает число мужчин. В 2001 на каждые 100 женщин приходилось 96 мужчин.

Численность занятого населения — 17 млн чел. (43% общей численности населения), 33,4% экономически активного населения — женщины (в 1975 — 23%). Доля экономически активного мужского населения снижается в связи с сокращением возраста ухода на пенсию до 65 и даже до 60 лет (в частном секторе).

Грамотность взрослого населения 98%. Индекс развития человеческого потенциала — 0,908 (2001).

Согласно Конституции, Испания признана единой нацией, сформированной на базе различных этнических групп и народностей. В стране живут: кастильцы (31%), каталонцы (19%), андалусийцы (15%), валенсийцы (10%), галисийцы (8%), баски (6%), а также люди других национальностей: цыгане (200 тыс.), португальцы (35 тыс.), евреи (15 тыс.), американцы, французы и др.

Официальный язык — испанский (кастильское наречие). Узаконено использование каталонского языка (на нём говорят 17% населения), галисийского (7%), баскского (2%) и других языков автономных областей.

Ок. 90% испанцев являются верующими, 99% верующих — католики, есть протестанты, мусульмане, иудеи.


Испания является социальным, демократическим государством, политическая форма которого — парламентская монархия. Действует Конституция, одобренная на общенациональном референдуме 6 декабря 1978 и вступившая в силу с 29 декабря 1978.

В административном отношении Испания разделена на 17 автономных сообществ Королевства Испании (Андалузия, Арагон, Астурия, Балеарские острова, Валенсийское сообщество, Галисия, Канарские острова, Кантабрия, Кастилия — Ла Манча, Кастилия и Леон, Каталония, Ла Риоха, Мадрид, Мурсия, Наварра, Страна Басков, Экстремадура). Сеута и Мелилья также управляются как автонономные сообщества. Каждое из сообществ состоит из одной или нескольких провинций, всего провинций 50. Крупнейшие города: Мадрид, Барселона (1,6 млн жителей), Лас Пальмас (897 тыс.), Санта Крус де Тенерифе (819), Валенсия (739), Севилья (701), Сарагоса (604), Малага (531), Бильбао (354 тыс. жителей). Девять других испанских городов — Сантьяго де Компостела, Гранада, Саламанка, Авила, Сеговия, Куэнка, Касерес, Толедо, Кордовы — признаны ЮНЕСКО достоянием человечества (больше, чем в какой-либо другой стране мира).

Глава государства — король Хуан Карлос I (с 22 ноября 1975). Он же высший представитель Испанского государства на международной арене, Верховный главнокомандующий, глава Высшего Совета обороны, гарант демократических ценностей и Конституции страны. Король действует и принимает решения с одобрения парламента страны, который, в свою очередь, разделяет с королём ответственность за принятые решения. Король назначает председателя правительства (премьер-министра) и по представлению премьер-министра членов кабинета Совета министров.

Глава исполнительной власти — председатель правительства, как правило, является лидером партии, располагающей большинством мест в Конгрессе депутатов. 


Высшим консультативным органом правительства является Государственный Совет, состоящий из 29 членов.

Законодательные и контрольные функции над деятельностью правительства закреплены за парламентом (Генеральными кортесами), состоящим из двух палат. Большая часть полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу депутатов (350 мест). Принятые им законопроекты представляются на рассмотрение верхней палаты — Сената (259 депутатов), но Конгресс депутатов большинством голосов может преодолеть вето Сената. Парламент избирается прямым, тайным голосованием гражданами Испании, достигшими 18 лет, сроком на 4 года: депутаты Конгресса — на пропорциональной основе по партийному списку, сенаторы — на основе территориального представительства. 208 сенаторов выбираются по пропорциональной системе от каждого автономного сообщества и каждой провинции, 51 сенатор выбирается парламентами автономных сообществ. По результатам последних парламентских выборов 12 марта 2000 места в Сенате распределены следующим образом: консервативная Народная партия (НП) — 127 мест, Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) — 61 место, региональные партии: каталонская партия «Конвергенция и Союз» (КиС) — 8, Баскская националистическая партия (БНП) — 6, Канарская коалиция (КК) — 5, Партия независимых Лансарота (ПНЛ) — 1 место. В составе Конгресса депутатов НП имеет 183 депутатских мест (46,6%), ИСРП — 125 (34,1%), КиС — 15 (4,2%), коалиция «Объединенные левые» (ОЛ) — 8 (5,5%), БНП — 7(1,5%), КК 4 — (1%), Галисийский националистический блок (ГНБ) — 3 (1,3%), Партия Андалузии — 1 (0,9%). 

Согласно статусу (одобрен на референдуме в октябре 1979) каждое автономное сообщество имеет собственный парламент (законодательную ассамблею), президента, избираемого парламентом, и правительство с широкими полномочиями на региональном уровне в области землепользования, строительства, транспорта и общественных работ, экономического развития, туризма, культуры, здравоохранения и образования. Президент парламента одновременно является высшим представителем региона на государственном уровне. Однако в случае возникновения конфликтных ситуаций государственные интересы превалируют над региональными. Парламенты автономных сообществ избираются сроком на 4 года на пропорциональной основе по партийным спискам. Каждая из 50 провинций имеет собственный муниципальный совет, возглавляемый (после 1997) назначаемым региональной властью уполномоченным (делегадо).

Судебная система включает Верховный суд (Верховный трибунал), состоящий из 20 членов, назначаемых королём на 5 лет, 19 территориальных высших судов, уголовные суды первой инстанции в каждой провинции, окружные, муниципальные и специальные суды. Действует также и Конституционный суд, состоящий из 12 членов, назначаемых королём на 9 лет, в функции которого входит контроль за соблюдением Конституции.

Нововведением Конституции 1978 является пост «народного защитника» коллективных прав и прав личности, признаваемых сегодня за всеми испанскими гражданами.

С момента создания и до прихода к власти Франко ИСРП всегда играла важную роль в политической жизни страны: входила во II Интернационал, была крупнейшей партией Народного фронта в период гражданской войны 1936—39. Во франкистский период, будучи на нелегальном положении, партия несколько ослабила свою деятельность. Однако с нач. 1970-х гг. в связи с избранием нового генерального секретаря (Ф.Гонсалеса) ИСРП превращается в ведущую оппозиционную партию страны. На выборах 1982 она одержала триумфальную победу, получив поддержку 12 млн голосов избирателей, что дало ей абсолютное большинство в парламенте (202 депутатских мандата в нижней палате и 134 места в Сенате), позволило сформировать правительственный кабинет во главе с премьер-министром Гонсалесом. Среди региональных партий: БНП (Хавьер Арсальюс Антиа, создана в 1985 Сабино Арана, по своей идеологии христианско-националистическая); КиС (президент Хорди Пухоль и Солер, представляет коалицию Демократической конвергенции Каталонии и Демократического союза Каталонии, обе партии созданы в нач. 1930-х гг., по своей идеологии — национал-центристские); ГНБ (Хосе Мануэль Бейрас); КК, состоящая из 5 партий (Паулино Риверо); Партия независимых Лансарота (Димас Мартин Мартин); левое движение представлено партией «Объединенные левые» (ОЛ, генеральный координатор Гаспар Льямасарес Триго, создана в 1986 как предвыборная коалиция Коммунистической партии Испании (КПИ), Партии социалистического действия (ПСД), партии «Республиканские левые» и независимых, некоторых других мелких партий, впоследствии вышедших из коалиции).

Профсоюзное движение, насчитывающее 15 млн членов, представлено в первую очередь довольно мощным Всеобщим союзом трудящихся (ВСТ), созданным ИСРП в 1888, Профсоюзной конфедерацией рабочих комиссий левого толка, созданной в 1956 и игравшей значительную роль в борьбе с франкистским режимом (насчитывает 900 тыс.членов), проправительственным Профсоюзным синдикатом рабочих (ПСР), целым рядом университетских профсоюзов. В стране действуют также многочисленные отраслевые и региональные предпринимательские ассоциации, объединённые в национальный патронат — Испанскую конфедерацию организаций предпринимателей (ИКОП), созданную в 1977, играющую важную роль в разработке экономической и социальной политики правительства. По результатам социологических опросов, наибольшим доверием среди более чем 50% испанцев пользуется испанская католическая церковь, включая «Опус Деи» — иерархическую клерикальную организацию, в своей идеологии пытающуюся соединить веру и профессиональную работу. Наряду с лояльно настроенными к правительству общественными организациями действуют несколько левоэкстремистских организаций: баскская «Родина и свобода» (ЭТА), закрытая военно-террористическая организация, основанная в 1959; ГРАПО («Группа антифашистского сопротивления 1 октября»), созданная в 1975. Выступают против Конституции и статуса автономного сообщества, считая его попыткой ликвидации национальных исторических и культурных традиций.

Внутренняя политика Испании направлена прежде всего на «строительство государства самоуправляемых регионов», обеспечение их взаимной солидарности. Начавшийся в 1978 процесс регионализации происходил по следующим основным направлениям: разработка статуса автономных сообществ, проведение административной реформы путём передачи власти и ресурсов автономным сообществам и муниципалитетам посредством сложного процесса переговоров и конституционных поправок. Особое внимание уделяется разработке политики сглаживания экономических и социальных диспропорций в рамках единой региональной политики ЕС. Ведётся также активная борьба с коррупцией государственных и партийных чиновников, преступностью (особенно среди молодёжи), нелегальными иммигрантами.

Внешняя политика современной Испании формируется под влиянием факторов, вытекающих из её членства в НАТО, ЕС, других международных организациях, а также с учётом двустороннего военно-политического сотрудничества с США, традиционных связей с Латинской Америкой, странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. Практически три четверти 20 в. Испания по целому ряду причин, прежде всего из-за сорокалетней франкистской диктатуры, находилась в длительной международной изоляции. Испания сохраняла нейтралитет в 1-й мировой войне и формально в период 2-й мировой войны, фактически же являясь союзником Германии и Италии. В 1950—60-е гг. после краткого послевоенного периода международной изоляции начинается активное военно-политическое сближение Испании с США, а косвенно — и с НАТО, учитывая ключевую роль Вашингтона в этой организации, берётся курс на экономическую интеграцию со странами ЕС. Однако полностью нормализовать свои отношения с демократическими государствами Западной Европы Испании удалось только в постфранкистский период. В 1981—82 завершается процесс подписания и ратификации Протокола о вступлении Испании в НАТО. Вместе с тем вопрос о характере этого членства оставался открытым вплоть до проведения общенационального референдума 1986, утвердившего особый статус участия Испании в НАТО, ограниченного только политическими структурами. Вступление в ЕС (1986) открыло «зелёную улицу» для подключения Мадрида к Западноевропейскому союзу (1988), а с 1 января 1990 и к военному бюджету НАТО. После распада СССР Испания полностью меняет прежнюю концепцию национальной безопасности, которая ограничивалась исключительно обороной собственной территории, и становится активным и полномасштабным участником всех североатлантических действий по обеспечению коллективной безопасности, включая и миротворческие операции (в зоне Персидского залива, Косово, Югославии и др.). 1 января 1999 Испания после длительного и сложного процесса формирования испанской модели членства в НАТО полностью присоединилась к его интегрированной военной структуре. Главными аргументами для принятия такого решения правительством Аснара стали: исчезновение биполярности и превращение альянса в крупнейший центр силы, начало расширения НАТО на восток, реформирование после окончания «холодной войны» интегрированной военной структуры НАТО и, как следствие этого, угроза превращения Испании во второразрядного партнёра. За счёт умелого внешнеполитического маневрирования Мадриду, однако, удалось сохранить безъядерный статус своей территории, привлечь внимание НАТО к проблемам Средиземноморья с целью обеспечения безопасности своих анклавов на территории Марокко — Сеуты и Мелильи, усилить свой переговорный потенциал в споре с Великобританией по Гибралтару.

Приоритетное место во внешней и оборонной политике занимает и двустороннее испано-американское военное сотрудничество, которое Мадрид потенциально может использовать в качестве поля для маневров и дополнительного «силового» рычага при решении внешнеполитических вопросов. Осознавая всю важность атлантического направления своей внешней политики, Испания тем не менее достаточно активно выступает в пользу развития европейской идентичности в области обороны и безопасности, приветствует углубление интеграционных процессов в рамках ЕС, высказывается за последовательное «врастание» ЗЕС в Евросоюз. В этой связи Мадрид считает, что укрепление трансатлантической солидарности и развитие европейской интеграции — это два, с одной стороны, параллельных, а с другой — взаимодополняющих процесса, которые не следует противопоставлять друг другу. Держась в рамках своих внешнеполитических приоритетов, Испания не отказывается от активного отстаивания собственной позиции по отдельным международным проблемам, которая может не совпадать с линией Вашингтона, партнёров по НАТО, ЕС и ЗЕС. Однако степень такой автономии не настолько высока, чтобы дать повод для обвинений Мадрида в его неверности принципам западной солидарности.

Общая численность Вооружённых сил Испании— 177,95 тыс. чел., включая 9,4 тыс. женщин. Они состоят из Сухопутных войск — 118,8 тыс. чел. (в т.ч. женщин — 6,6 тыс. чел.), Военно-морских — 26,95 тыс. чел. (1,6 тыс.) и Военно-воздушных — 22,75 тыс. чел. (1,2 тыс.) сил. Основные районы размещения испанских Вооружённых сил: сухопутных — Балеарские и Канарские острова, анклавы Сеута и Мелилья; военно-морские базы — Эль Ферроль (провинция Ля Корунья), Сан-Фернандо и Рота (Кадис), Картахена (Мурсия), Лас Пальмас и Пальма де Майорка (Канарские острова), Махон (Менорка). Численность зарубежного контингента испанских миротворческих сил (в Афганистане, Боснии, Югославии) — 2,85 тыс. чел. Число резервистов — 328,5 тыс. чел. Американский военный контингент на территории Испании составляет 2,13 тыс. чел., в т.ч. Военно-морских сил — 2080 чел. и Военно-воздушных сил — 250 чел. Испанские Вооружённые силы комплектуются на основе всеобщей воинской повинности (срок службы 9 месяцев, призывной возраст — 20 лет). С декабря 2002 было принято решение о постепенном переходе на контрактную основу, к полностью профессиональной армии. Военные расходы ок. 7 млрд долл., или 1,1% ВВП (2001).


Испания — индустриально-аграрная страна с развитой, масштабной и многоотраслевой экономикой. В 2002 по объёму ВВП (796 млрд долл. по ППС) она занимала 5-е место в Западной Европе и 13-е в мире. ВВП на душу населения — 19400 долл., что составляет 85% среднего уровня 4 ведущих европейских стран. В 1991—2002 по темпам среднегодового прироста ВВП (3,1%) Испания на несколько пунктов опережала среднеевропейские показатели. Решающие факторы экономического роста — внутренний спрос (прирост св. 4% ежегодно в 2000—01), экспорт (9% в 2001), эффективная государственная экономическая политика.

В отраслевой структуре на долю сельского, лесного хозяйства и рыбной ловли приходится 4%, промышленности и строительства — 31%, сферы услуг — 65% (2002). В сельском хозяйстве занято 8% экономически активного населения, в промышленности и строительстве — 28%, в сфере услуг — 64% (2000). Уровень безработицы 12,2% (2,3 млн чел. в 2002), в т.ч. доля безработных в общей численности экономически активного мужского населения — 9,7%, экономически активных женщин — 20,5%, среди молодёжи — 28,5%.

Для промышленности Испании характерен повышенный удельный вес отраслей, работающих на потребительский спрос (38,3% в ВВП), сравнительно более низкая доля наукоёмкой продукции (6%), значительные диспропорции в региональном размещении промышленности. На три провинции — Каталонию, Валенсию, Мадрид приходится почти 50% ВВП страны. На обрабатывающую промышленность приходится 19% ВВП (2001), в т.ч. на машиностроительный комплекс (транспортное, общее, электротехническое, радиоэлектронное машиностроение) 34% ВВП. Главной движущей силой промышленного развития Испании выступают сектор телекоммуникаций и информационных технологий (8% ВВП), автомобилестроение (6% ВВП, или св. 3 млн автомобилей в год, 80% которых экспортируется, 2001). В отличие от автомобильной промышленности, практически полностью контролируемой иностранным капиталом, в информационно-телекоммуникационном секторе страны монопольные позиции занимает всемирно известная испанская ТНК «Телефоника», контролирующая 1/10 мирового рынка информационных технологий. В целом Испания по ряду показателей обрабатывающей промышленности (производство автомобилей, станков, телекоммуникационного оборудования, продукции нефтехимической, химической, текстильной, обувной — 159 млн пар в год, пищевкусовой промышленности) входит в первую десятку мировых производителей. Среди других отраслей обрабатывающей промышленности выделяются: судостроение, чёрная и цветная металлургия, фармацевтическая промышленность, производство стройматериалов и цемента (38 млн т). Из отраслей топливно-энергетического комплекса наибольшей динамикой характеризуются нефтеперерабатывающая, газовая промышленность, атомная энергетика. Производство электроэнергии — 223 млрд/кВт/ч (2001). Старейшая отрасль национального хозяйства — добывающая промышленность (менее 1% ВВП и 0,5% всех занятых в промышленности) представлена предприятиями по добыче и переработке металлических руд, угля (23,4 млн т), цинка, меди, олова, вольфрама, марганца, ртути (2,5 тыс.т, 30% мирового производства, 1-е место в мире).

В сельском хозяйстве 40% стоимости аграрной продукции приходится на животноводство и птицеводство, 35% — на овощеводство, садоводство и виноградарство (27,9 млн т в 2001), 25% — на зерновой сектор. Несмотря на относительно развитое и многоотраслевое сельское хозяйство, последнее тем не менее не в состоянии обеспечить страну такими продуктами питания, как зерно, мясо, молочные продукты. Основными, наиболее конкурентоспособными видами аграрной продукции являются цитрусовые: апельсины (40% мирового производства, 1-е место в мире) и лимоны (15%, 2-е место), оливки и оливковое масло (1-е место в мире), помидоры, косточковые (персики, абрикосы, сливы) и семечковые (яблоки, груши) культуры, орехи (миндаль). По размерам виноградников Испания занимает 2-е место в ЕС (после Франции), по производству вина 4-е место в мире. Выращиваются также бананы, картофель, сахараносы (сахарная свекла и тростник), хлопок, табак. Производство зерновых (пшеницы, ячменя, кукурузы, овса) ориентировано в основном на внутренний рынок. Испания является 3-м в мире импортёром зерна. Единственным видом зерновых, который Испания традиционно экспортирует, является рис. Животноводство в основном малотоварное и экстенсивное. Разводятся крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, лошади, мулы и ослы, специальное поголовье быков для корриды, домашняя птица. Производство скота и птицы на душу населения в убойном виде — 118 кг. Рыбная промышленность — одна из самых крупных в Европе (1% ВВП). Улов рыбы и добыча других морепродуктов на душу населения — 28,1 кг (2001).

Сфера услуг обеспечивает 3,5% ежегодного прироста ВВП (2001). Ведущие отрасли сферы услуг: торговля и общественное питание (22,5% ВВП), туризм (11% ВВП), денежно-кредитная сфера (7% ВВП).

В 2001 Испанию посетило 74,4 млн иностранных туристов (2-е место в мире после Франции), в том числе 26,2 млн так называемых экскурсантов (без ночевки). Доходы от туризма составили почти 40 млрд долл. (3-е место в мире после США, Франции). 91% туристов приезжает в Испанию из Европы. Выезд российских туристов в Испанию составил 221 тыс.чел. (2001). Доходы от туризма покрывают на 136,6% отрицательное сальдо торгового баланса страны, обеспечивают работой 1,3 млн чел., оказывают воздействие на развитие транспорта и других отраслей промышленности. Сфера туризма в Испании находится под контролем государства, что в значительной мере объясняется возможностями самой страны развивать туристический бизнес, стремлением сохранить исторические памятники своей культуры.

В денежно-кредитной системе Испании насчитывается ок. 150 банков с общей численностью филиалов 17 727 и общим числом занятых 138 386 чел. (2000). Центральный банк разрабатывает и реализует кредитно-денежную политику с учётом введения в стране евро. Характерная особенность банковской системы Испании — исключительно высокий уровень концентрации и централизации производства и капитала. С сер. 1980-х гг., особенно после вступления Испании в ЕС, этот процесс ещё больше усилился. На долю 4 ведущих испанских банков приходится свыше 60% банковских депозитов страны. Высокий уровень централизации капитала характерен и для испанских сберегательных касс. В нач. 1990-х гг. в результате серии слияний и поглощений были созданы две ведущие сберегательные кассы, аккумулирующие св. 90% личных сбережений испанских граждан.

Протяжённость автомобильных дорог 663,8 тыс.км, в т.ч. с твёрдым покрытием — 657,2 км (99%). Железных дорог 12,5 тыс.км (из них электрифицированных — 7,1 тыс.км). Основная часть железных дорог принадлежит государственной компании РЕНФЕ. К 2004 предполагается начать процесс частичной приватизации компании. Морским транспортом перевозится 80% импортных и 70% экспортных грузов, задействовано 1502 морских торговых судна общим водоизмещением св. 2 млн т. Число аэропортов — 110 (включая частные), их ежегодная пропускная способность — св. 80 млн пассажиров. Число пользователей мобильными телефонами 12 млн чел. (2002), Интернетом 4,6 млн чел. (2001).

Конституция Испании определяет экономическую модель страны как «свободное рыночное хозяйство», которое органы государственного управления «гарантируют и защищают в соответствии с требованиями общего экономического развития и планирования». При этом за государством сохраняется исключительная компетенция в вопросах экономической политики. Предусматривается, что государство будет также «регулировать свободную частную инициативу исходя из общих экономических интересов страны». Стратегическая задача экономической политики 1990-х гг. — достижение экономических показателей Маастрихтских соглашений ЕС. Большое внимание уделяется развитию мелкого и среднего бизнеса, структурной перестройке промышленности и банковской сферы, включая приватизацию отдельных государственных предприятий. За 1993—2002 бюджетный дефицит сократился с 7,1 до 1,1%, уровень инфляции с 11,4 до 3,4%. Государственный долг составляет почти 63 млрд долл. (2002).

Структурная перестройка промышленности направлена на создание наукоёмких отраслей промышленности, модернизацию производства и рационализацию управленческих структур кризисных отраслей (текстильной, судостроительной, угольной, энергетической, нефтеперерабатывающей, черной металлургии) с целью повышения их конкурентоспособности, поэтапную приватизацию отдельных государственных предприятий, пересмотр их субсидирования с целью повышения эффективности функционирования. В целом по промышленности ставится задача роста производительности труда, повышения качества выпускаемых товаров, увеличения удельного веса (на 20—25%) товаров с высокой добавленной стоимостью, ликвидации избыточных производственных мощностей, достижения оптимального соотношения занятости и технологии путём закрытия устаревших цехов и установок, замены их новыми высокопроизводительными видами оборудования. Главный проводник промышленной политики — Министерство промышленности, которое разрабатывает среднесрочные программы развития промышленности в целом, а также отдельных отраслей.

К числу наиболее приоритетных направлений государственной экономической политики относится развитие мелкого и среднего бизнеса, роль которого в экономике страны исключительно велика. На долю 97% компаний с числом занятых до 50 чел. приходится 46% занятых и 60% общего объёма ВВП. Особым вниманием со стороны государства (в плане налогового и льготного стимулирования) пользуется т.н. сектор общественной экономики — компании трудящихся, кооперативы объединённого труда, общества коллективных действий и т.д., совмещающие (в отличие от государственных и частных предприятий) коммерческие и социальные функции.

Налоговая реформа осуществлялась в несколько этапов и была направлена прежде всего на устранение анахронизмов налогообложения франкистского периода. В ходе реформы в большее соответствие было приведено соотношение между прямыми и косвенными налогами, доля последних снизилась почти в 1,5 раза; путём введения прогрессивной шкалы налогообложения увеличилось налоговое бремя наиболее обеспеченных слоёв населения; налоговых льгот лишились земельные собственники и наследники крупных состояний, введены налог на добавленную стоимость (вместо двух десятков налогов, существовавших при франкизме), прогрессивная шкала налогообложения на прибыль предпринимательского сектора, усовершенствована система фискального инспектирования и штрафных санкций. В результате резкого увеличения собираемости налогов их доля в ВВП возросла с 16% в 1975 до почти 37% в 2001.

Доходы и расходы государственного бюджета составляют соответственно 105 и 109 млрд долл. (2000). 96% общего объёма бюджетных поступлений приходится на налоги, в т.ч. прямые 29,7%, косвенные 21%, отчисления в социальный фонд 39%, налоги на собственность 0,2%. В 2001 центральный бюджет страны контролировал 65% государственных расходов по сравнению с 90% в 1975, а без счетов государственных предприятий и системы социального обеспечения — всего 35%. Децентрализация бюджетных средств и их передача на региональный уровень осуществляется преимущественно в форме целевых субсидий по линии Фонда межтерриториальных компенсаций (ФМК, создан в 1984). Объём финансирования регионов рассчитывается по определённой формуле и автоматически увеличивается каждые 5 лет. В компетенции центра находятся только долгосрочные инвестиции с правом местных властей (на уровне муниципалитетов) самостоятельно выбирать механизм финансирования своих инвестиционных проектов. Наряду с децентрализацией бюджетных средств происходили существенные изменения и в направлениях их расходования: сокращались расходы на государственное управление (снижение доли заработной платы государственных чиновников) и на военные нужды. В структуре расходования бюджетных средств основной объём (св. 50%) приходится на социальное обеспечение, здравоохранение, образование и культуру, на государственное управление 5,5%, на оборону 3,2%.

Денежно-кредитная политика обеспечивала финансовую стабильность и координацию экономической политики в строгом соответствии с задачами и приоритетами структурных реформ. Одновременно большое внимание уделялось структурной перестройке банковской сферы в сторону её диверсификации (повышение роли иностранных банков, инвестиционных фондов и страховых компаний), преодоления чрезвычайной замкнутости и ориентации преимущественно на внутренний рынок (до нач. 1980-х гг. участие даже самых крупных национальных банков в международных операциях составляло немногим более 1%), уменьшения прямого государственного контроля над финансово-кредитной системой, постепенного интегрирования её в денежно-кредитную систему ЕС. С созданием единого внутреннего рынка ЕС (1993) были сняты последние ограничения на пути свободного движения капитала. В частности, либерализован выход испанских ценных бумаг на международные финансовые рынки, принято законодательство, разрешающее проведение кредитных операций между резидентами и нерезидентами, разрешено открытие счетов резидентами за рубежом, национальная валюта стала полностью конвертируемой. Единственное ограничение, сохранившееся для нерезидентов, — они не могут вкладывать свои средства в отрасли «национального интереса»: железные дороги, радио, телевидение, военную промышленность.

Основные приоритеты социальной политики — борьба с безработицей, сфера образования, здравоохранения, социальное обеспечение. В 2001 государственные расходы в социальную сферу составили 16% ВВП (против 8% в 1975). Система социального обеспечения представлена единым и 5 специальными режимами (для сельскохозяйственных рабочих, шахтёров, экономически активного населения, госслужащих и военных), охватывающих 95,5% населения страны. 2/3 системы социального обеспечения идёт на выплату социальных доходов (пенсии по старости, инвалидности, выплаты по страхованию от несчастных случаев и т.д.), 50% этих выплат — пенсии по старости. Источники социальных выплат: бюджетное финансирование и взносы в систему социального страхования (66% общей суммы социальных расходов), в т.ч. предпринимательские взносы (85%), взносы трудящихся (15%). Пенсионные выплаты (по старости) и пособия по безработице составляют более 55% (14,5% в 1975) общего объёма средств социального обеспечения. Наряду с относительно высоким средним размером пенсии (60—100% среднего уровня заработной платы), ежегодным увеличением объёма минимальной пенсии введён в действие и механизм индексации пенсий (в начале каждого финансового года) в зависимости от темпов роста потребительских цен, повышена управляемость пенсионной системы, создан Государственный совет по делам престарелых, координирующий деятельность соответствующих региональных ведомств, занимающийся разработкой и реализацией геронтологических планов. Влияние частных пенсионных фондов, несмотря на высокую динамику их роста, остаётся пока незначительным. Они охватывают 20% экономически активного населения страны, а объем аккумулированных ими средств 5%. Пособия по безработице получают 70% общей численности безработных.

Система здравоохранения преимущественно государственная. Доля государственных расходов на здравоохранение 7,4% ВВП (2001). Административно-организационные функции управления системой на федеральном уровне возложены на Национальный институт здравоохранения, который работает в тесном взаимодействии как с большинством подчинённых ему, так и с независимыми региональными органами здравоохранения. Взяв на себя 83% расходов на здравоохранение, правительство в значительной мере укрепило престиж государственной системы здравоохранения, обеспечило высокий качественный уровень государственных медицинских услуг и бесплатный доступ к ним 99,5% населения страны. На первой стадии клинического лечения больные оплачивают только 40% стоимости лекарств, хронически больные 10%, пенсионеры полностью освобождены от их оплаты. Государство финансирует 70% продаваемых на внутреннем рынке фармацевтических товаров, что является одним из самых высоких показателей в ЕС.

Внешнеэкономическая политика направлена на развитие экспорта, диверсификацию его товарной и географической структуры, сокращение дефицита торгового баланса. Доля Испании в мировой торговле поднялась с 1,6% в 1975 до 4,4% в 2001, в т.ч. по экспорту с 0,7 до 1,9%, по импорту с 0,9 до 2,5% соответственно. Экспорт товаров 111 млрд долл.: на сельскохозяйственное сырьё и продовольствие приходится 19%, полуфабрикаты — 40%, готовые промышленные товары — 41% (из них на наукоёмкую продукцию — 8%, 2001). Импорт 144 млрд долл. Почти 60% испанского импорта составляют сельскохозяйственные и продовольственные товары, сырьё, энергоносители и технологически сложная машинотехническая продукция. Основными статьями машинотехнического экспорта (21% общего объёма вывоза) являются транспортные средства (автомобили, суда и судовое оборудование, станки для лёгкой и пищевкусовой промышленности, оборудование для атомных электростанций). В числе товаров экспортной специализации Испании — нефтепродукты (6% мирового экспорта), продукция чёрной и цветной металлургии, пищевкусовой, легкой и обувной промышленности, стройматериалы, цемент. В импорте велика доля наукоёмкой продукции, нефти и нефтепродуктов, химических товаров, металлов и изделий из них, хвойных пиломатериалов, продовольствия (10%), в т.ч. зерна (30% всех закупок продовольствия). Основные торговые партнёры: ЕС (ок. 70% внешнеторгового оборота); развивающиеся страны (18%), в т.ч. страны Латинской Америки (9%); США (5%); Китай и Япония (3%); страны Центральной и Восточной Европы (4%), включая РФ (1,6%).

Одна из основных проблем испанской внешней торговли — хронический дефицит торгового баланса (30 млрд долл. в 2001). Несмотря на ускоренные темпы роста товарного вывоза, коэффициент экспортного покрытия импорта имеет тенденцию к сокращению. В 2001 он составил 74% против 80% в 1995.

Приток прямых иностранных инвестиций в Испанию 36 млрд долл. (2001), а объём накопленных прямых иностранных инвестиций — 160 млрд долл. (2001). Основные инвесторы: ЕС (ок. 70% общего объёма) и США (17%). Объём накопленных прямых испанских инвестиций за рубежом также велик — 160 млрд долл., из них 60% приходится на Латинскую Америку, 35% — на ЕС. Отрицательное сальдо платёжного баланса по текущим операциям 19 млрд долл. (2001), государственный внешний долг 90 млрд долл. (1997).

В 2000 объём экспорта Испании в Российскую Федерацию составил 0,7 млрд долл., импорта — 1,6 млрд долл.; св. 80% приходится на нефть и другие сырьевые товары. По сравнению с 1995 ежегодный приток испанских капиталовложений в российскую экономику увеличился более чем в 2 раза, общий объём накопленных испанских инвестиций в Российскую Федерацию — ок. 100 млн долл. (2000).


В 2002 расходы на образование составили в ВВП 6% (против 2,3% в 1975), в бюджете — 12%, в т.ч. на начальное 33,3%, среднее 47,9%, высшее 16,9%. Образование преимущественно государственное, четырёхуровневое: дошкольное, среднее обязательное (от 6 до 16 лет), необязательное специальное (от 16 до 18 лет), университет. Система образования за годы демократических преобразований подверглась существенному реформированию в сторону универсализации и открытости для всех социальных групп, децентрализации управления, а главное — повышения качественного уровня обучения, ориентированного на общеевропейские стандарты подготовки рабочей силы. Управление системой среднего образования передано на региональный уровень, дошкольным и начальным образованием — муниципалитетам. За центральным правительством сохраняются лишь регулирующие, контролирующие и координирующие функции в общенациональном масштабе, включая распределение финансовых средств на образовательные цели. Сроки обязательного бесплатного среднего образования увеличены до 10 лет, включая среднее профессионально-техническое образование, которое получают 30% испанских учащихся. В целом 90% детей в возрасте до 16 лет являются выпускниками средних школ (2001). Доля лиц в возрасте 25—34 лет с неполным средним образованием в общей численности занятых упала до 45%, в возрасте 20—24 лет — до 15%, в то время как среди 55-летних этот показатель — св. 90%. Создана система профессионально-технической подготовки и переподготовки кадров (практически не существовавшая при Франко) для взрослого населения страны, включая дальнейшее трудоустройство по новой специальности. Программы профессиональной подготовки разрабатываются на уровне региональной администрации в сотрудничестве с местными образовательными учреждениями, предпринимательскими ассоциациями и профсоюзами с учётом реального спроса на рабочую силу. За 1980—2001 численность студенческой молодёжи увеличилась с 500 тыс. до более 1,5 млн (30,5% общего числа молодёжи), а доля лиц с высшим образованием в общей численности трудоспособного населения повысилась с 5 до почти 9%. Обеспечив полную независимость образовательного процесса университетов и их автономию, государство тем не менее взяло на себя основную долю финансирования высшей школы: 47 (из 57) высших учебных заведений сегодняшней Испании являются государственными, в них учатся 97% общего числа студенческой молодёжи страны.

Доля НИОКР в ВВП выросла с 0,5% в 1975 до 1,1% в 2002. Число учёных в общей численности занятых удвоилось и составило 120 618 чел. (2000). Численность научных работников, получивших степень доктора, увеличилась на 33%, в т.ч. в технической области на 50%. Доля государства в финансировании НИОКР 47% (2000). Первый национальный план развития НИОКР был принят в 1986, он был дополнен рядом отраслевых планов развития наукоёмких отраслей (электронной промышленности, автоматизации и компьютеризации, новых материалов, биотехнологии). Действует Центр развития технологии и промышленности. Задача центра — привлечение крупных иностранных инвесторов в наукоёмкие отрасли в обмен на налоговые льготы и кредиты, подготовка высшего управленческого и инженерного персонала, особенно в области информационных технологий. И. активно участвует в научно-технических программах ЕС.

Испанская культура представляет собой уникальный синтез романской (латинской), арабской, европейской и, конечно, самобытной национальной культуры. Основным реальным воплощением этого синтеза является испанский язык, относящийся к романской группе индоевропейских языков со значительной примесью арабских слов. Многовековое воздействие исламской культуры не менее заметно и в многочисленных литературных (в испанском фольклоре) и архитектурных памятниках Кордовы, Малаги, Севильи, Сарагосы, Гранады. Период 12—15 вв. связан с появлением первого национального эпоса «Поэмы о моем Сиде», кастильской литературы, введением книгопечатания (1474), созданием самобытной поэтической лирики (знаменитых испанских романсов), архитектурных шедевров Хуана де Эррера, художественных творений Луиса де Моралеса и Эль Греко, отразивших эпоху гуманизма и ставших предвестниками Золотого века испанской культуры. Его наиболее яркие представители: Мигель Сервантес де Сааведра, Лопе Фелис де Вега Карпио, Тирсо де Молина, Педро Кальдерон де ла Барка (в литературе), Диего Веласкес, Ф. Сурбаран, Х. Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо (в живописи). Испанская культура 19 в., находившаяся под влиянием французского классицизма, а позднее неоклассицизма, связана с литературными именами Мануэля Хосе Кинтана, Бенито Переса Гальдоса, в живописи она ознаменовалась появлением гениального художника Франсиско де Гойи, в архитектуре оставила такие творения, как Музей Прадо в Мадриде. На рубеже 19—20 вв. развернулось дарование крупнейшего испанского философа и историка испанской литературы Марселино Менендес-и-Пелайо, оказавшего огромное воздействие на последующее поколение испанских учёных, общественно-политических деятелей, философов и литераторов. Решающую роль в создании испанской культуры 20 в. сыграли два поколения: так называемое «поколение 98 года», которое в духовном плане находилось под впечатлением «национальной катастрофы» Испании, вызванной её поражением в войне 1898, и «поколение 30-х гг.», свидетелей ещё одной исторической трагедии испанского народа — гражданской войны 1936—39. Наиболее яркими представителями этих двух поколений испанских писателей, философов и общественно-политических деятелей являются Мигель де Унамуно-и-Хусо, Пио Барохо-и-Неси, Асорин (Хосе Мартинес Луис), Антонио Мачадо, Гарсиа Лорка и др., напряжённо искавшие «национальную идею» Испании, пути её дальнейшего духовного, экономического и политического возрождения. Другие направления культурного развития Испании в 20 в. связаны с именами великого каталонского архитектора Антонио Гауди, положившего начало эпохи модернизма и авангардизма в испанском искусстве. Величайшими представителями последнего стали Пабло Руис Пикассо, Сальвадор Дали и Жоан Миро. В последнее десятилетие вклад Испании в мировую культуру внесли выдающиеся архитекторы современности Калатрава, Серт, Бофиль, художники и скульптуры Тапиес, Антонио Лопес, Барсело, Чильида и др., выразившие себя в творениях огромной авторской индивидуальности.

Чат

Архив блога