Цивилизация Сао — другая древняя африканская культура. В начале XX в. в районе стыка границ современных государств Нигерии, Камеруна, Нигера и Чада археологи обнаружили ее остатки.
Культура Сао возникла в конце I тыс. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет. Культура получила название — Сао — по имени народа, населявшего эту местность. При раскопках были обнаружены развалины древних городов и терракотовые статуэтки от 3 до 40 см в высоту. Мастера Сао достигли особого совершенства, создавая фигурки людей и животных, а также сказочных существ, соединяющих черты животного и человека. Сао оказала сильное влияние на другие изобразительные традиции этого региона.
Некоторые из современных традиционных культур Западного Судана генетически восходят к древним культурам африканских империй — Гане, Мали, Сонгай.
Древнейшей империей в Африке южнее Сахары было государство Гана, которое сложилось около III в. на территории Западного Судана в верховьях рек Нигера и Сенегала и которое не совпадает с современной Ганой, расположенной в устье Вольты. Основой богатства империи были месторождения золота на юго-востоке и соли на севере. В 977 г., когда Гана достигла вершины своего могущества, арабский путешественник и учений Ибн Хаукаль писал: «Правитель Ганы — самый богатый человек на земле».
Название страны происходит от титула верховного правителя — гана, влияние которого простиралось от Атлантики до Тимбукту на Нигере. Из арабских источников также известно о сказочном богатстве Ганы и роскошной жизни ее властителей и придворных, вызывающих зависть и страх. Реальная опасность грозила империи со стороны исламской династии Альморавидов, основателем которой был Абдулла ибн Ясин, пришедший с севера учить племена берберов Корану и удалившийся со своими приверженцами в обитель — рибат, которая располагалась на реке Сенегал (в переводе с арабского Альморавиды — обитатели рибата).
После империи Гана главенствующая роль перешла к империи Мали. Вожди племен, долгое время зависимые от Ганы, очень скоро приняли ислам. Во время правления легендарного властителя Сун- диаты Кейта (1230—1253), которого прозвали Малийским Львом, империя расширила свое влияние, уничтожила ганскую столицу и захватила область западнее территории современного Сенегала. Мали существовала за счет посреднической торговли через пустыню Сахару и контролировала богатые залежи золота Вангары. Более всего государство Мали расширилось при мансе (верховном правителе, по характеру власти близком статуту «священного царя») Канкане Мусе в первой половине XIVb. Он прославился в 1324 г. своим паломничеством в Мекку. Тогда он прошел через Каир с большим караваном нагруженных верблюдов и со множеством рабов. Паломничество было организовано, в первую очередь, с целью установления культурных, экономических и дипломатических отношений с арабским миром. Муса хотел привлечь в свою страну купцов, строителей и мыслителей. Город Тимбукту превратился в важнейший торговый и культурный центр Западной Африки. В конце XIV в. империю Мали ослабили династические споры и постоянно усиливавшийся натиск племен юга и туарегов с севера. В 1435 г. туареги захватили Тимбукту, государство Мали распалось, и на его место пришла новая империя с культурой сонгаев.
Сонгаи первоначально населяли область среднего течения Нигера со столицей Гао, упомянутой уже в 890 г., располагавшейся в 350 км ниже по течению от Тимбукту. Гао — один из пунктов в конце древнейшего караванного пути, соединявшего Западный Судан со Средиземноморским побережьем, — был важнейшим торговым центром, известным еще античному миру. Сонгаи приняли ислам в XI в., с тех пор их духовная культура стала приобретать все более мусульманский облик. Сонгай стал богатой империей, о количестве его золотых сокровищ ходили легенды, которые привлекали особое внимание другого народа Африки — марокканцев. В XVI в. империю сонгаев завоевали завороженные легендами о золоте марокканцы. Вооруженные пушками испанские наемники, состоявшие на службе у марокканцев, захватили Гао и Тимбукту, однако, были разочаровы, когда не нашли золотоносных приисков, которые находились немного южнее. Они не смогли подчинить себе полностью Сонгай, поэтому вскоре утратили к нему интерес. Однако Сонгай уже никогда не достиг прежнего могущества.
Гана, Мали и Сонгай были крупнейшими, но не единственными государствами Центральноафриканского региона. Империя Ка- нем-Борну возле озера Чад стала центром торговли между арабизированным севером, западноафриканскими империями и югом Африки. Древняя Канемская империя, исламизированная к XI в., достигла наивысшего развития в XII — начале XIII в. В конце XV в., когда центр империи был перенесен с северо-востока (Канем) на запад (Борну), она переживала новый расцвет. Династия Сейфува, основанная, согласно легенде, около 800 г., царствовала более тысячи лет. После казни последнего султана этой династии в 1846 г. империя начала разваливаться. Решающим фактором развития региона было распространение ислама.
Самым древним городом и политическим центром народа йо- руба и государства Бенин был Ойо, в 100 км от которого располагался религиозный центр город Ифе. В середине XII в. принц народа йоруба Эвека, родом из Ифе, основал город-государство Бенин в приморских и горных областях Западной Африки. В XVI в.
только территория дворца Бенина достигала по периметру почти 10 км и была окружена высоким трехметровым укреплением. Один голландский путешественник, посетивший Бенин, описывая дворец государя, сравнил его размеры с целым городом Харлемом. Бенин стал центром работорговли, где рабы стоили так дешево, что во время ритуалов их приносили в жертву тысячами.
В искусстве Бенина известны бронзовые рельефы и скульптуры. Техника литья бронзы, заимствованная из Ифе, активно развивалась в XV в., а в XVI в. достигла невероятных высот. Великолепные произведения мастеров нередко изображали европейцев (португальцев), которые посещали страну. Бронзовые мужские головы отличались своеобразным изяществом. Бенин славился искусными мастерам и металлургами, особенно бронзолитейщиками.
Одновременно с мелкими государствами йоруба и царством Бенин вдоль побережья Западной Африки, южнее устья Нигера до устья Конго образовалось еще несколько мелких государств, объединенных родственными связями, в центре находилось королевство Конго. Правитель племен банту и бакенго под титулом маниконго (правитель Конго) царствовал в Мбанза-Конго (Сан- Сальвадор). Когда в 1482 г. португалец Диего Кан открыл устье Конго, он обнаружил там уже большое и развитое государство. Не только в районе реки Конго, но и на восточноафриканском побережье существовало множество государственных образований, например, Могадишо, Малинди, Момбаса или Килва, которые возникли под влиянием ислама и экономически ориентировались на Восток. Они экспортировали местные товары — золото и слоновую кость, а также рабов, в основном, в Индию.
Про государства внутренней Южной Африки известно немного. Об уровне древних культур Юго-Восточной Африки свидетельствуют тысячи развалин и выработанные рудники. Сохранились сведения лишь о государстве Мономотапа. Так называли древнее могущественное государство в бассейне рек Замбези и Лимпопо (территория Южной Родезии) первые европейцы, создавшие легенду о Мономотапе — стране золота. Название это возникло из искаженной записи титула правителя — Мвене Мутапа — «Господин Рудников». Он правил на территории нынешних Мозамбика и Зимбабве, где сохранились остатки монументальных построек. Жизнь этого государства была основана на добыче и обработке полезных ископаемых, но потом попала под влияние португальцев. В 1868 г. англичанин Адам Рэндолс, путешествуя по южной Африке, обнаружил между реками Замбези и Лимпопо остатки больших сооружений, сложенных из грубо обработанных гранитных блоков. Так были открыты загадочные памятники древнеафриканской архитектуры, разбросанные по территории современных государств — Замбии, Зимбабве и Мозамбика.
К концу XVI в. португальцы не только полностью вытеснили арабских купцов с побережья Юго-Восточной Африки, но и проникли в глубь Африканского континента. В период с 1575 по 1666 г. им удалось завязать торговлю с зимбабвийцами, а затем втянуть их в войну с соседними племенами. Начался закат государства Мономотапа — крупнейшей цивилизации Юго-Восточной Африки. Сейчас от некогда могучего Зимбабве-Мономотапы остались лишь руины «городов».