Translate

Цивилизация Хеттов. История наций

 

Хетты под именем хетеян упоминаются в Библии. А древнеегипетские источники гласят, что они воевали с Египтом около 1300 г. до н.э. за господство в Сирии и Палестине, причем сумели оказать весьма сильное противодействие могущественной египетской армии – окончательная победа так и не закрепилась ни за одной из сторон. В конце XIX в. археологи начали активные исследования в области древнего расселения хеттов в глубине Малой Азии (современная Турция). Они установили, что там находилась столица Хеттского царства – Хаттуса. При раскопках было найдено много глиняных плиток, покрытых клинописью, характерной для вавилонской цивилизации. Стало понятно, что письменность хетты заимствовали у вавилонян, а значит, становилось возможным воспроизвести звучание хеттского языка и сравнить его с другими языками мира. Так в 1915 г. чешский языковед Беджрих Грозный сумел доказать, что хеттский язык принадлежит к индоевропейской языковой семье: так же как и романские, германские, славянские (в том числе русский), иранские, индоарийские и многие другие. Это было довольно удивительно: в то время Малая Азия и прилегающие регионы были областью расселения народов, говоривших на языках афро-азиатской языковой семьи, походивших на арабский и еврейский. Поэтому сейчас наиболее распространена гипотеза, что предки древних хеттов пришли на территорию Малой Азии с Балканского полуострова, после чего смешались с местными племенами, в особенности – так называемыми хаттами, во многом заимствовав их культуру. Но и сами хатты – древнейшее население Малой Азии, от которого хетты заимствовали, в частности, пантеон языческих божеств, тоже не принадлежали к афро-азиатским народам, а говорили на языке абхазо-адыгской группы, близком языкам коренных народов Западного Кавказа. Возможно, их предки пришли на эту территорию из-за Кавказских гор, а возможно, что современные кавказские народы происходят от некоей древней этнической общности, охватывавшей обширную территорию от Малой Азии до Кавказа. После расшифровки хеттских письмен ученым удалось гораздо больше узнать об истории, культуре и государственном устройстве хеттов. Итак, в конце III тысячелетия до н.э. предки хеттов переселились в так называемую «страну Хатти» — область расселения хаттов, и возглавили здешние племенные союзы. На рубеже III– II тысячелетий до н.э. у хеттов началось разложение родоплеменного строя. В это время в Малой Азии появляются ассирийские и другие семитские торговые поселения, и жители области Хатти активно вовлекаются в товарооборот с более развитыми по тому времени странами. Выгодная торговля позволяет хеттским семьям обеспечивать себя без помощи рода, и влияние родовой общины постепенно снижается, возрастает роль народных вождей, объединяющих под своей властью разные роды и племена. Наибольшее влияние в Малой Азии приобретает несколько городов-государств во главе с правителями, которых хетты называли рубаум, а историки и публицисты – просто царями. Эти города боролись между собой за бóльшие права в привилегиях и торговле. В конце концов победу одержал город Пурусханда, и его царь стал именоваться «великим царем». Но затем влияние Пурусханды оспорил город Куссар. В первой половине XVIII в. до н.э. Анитта – царь Куссара, объединил под своей властью все другие города и области Хатти и создал государство, вошедшее в историю под именем Хеттского царства. В XVII в. царь Лапарнас I перенес столицу в город Хаттусу. Территория Хеттского царства в период наивысшего расцвета Природный пейзаж Хатти представлял собой цепи крутых лесистых гор, разделенных небольшими долинами бурных речек, чем в корне отличался от пейзажа других древневосточных цивилизаций, располагавшихся среди обширных пахотных земель в долинах крупных рек. Здесь не было много места для земледелия, и основным занятием хеттов было скотоводство. Всем своим соседям они были известны как превосходные коневоды. На войне главную ударную силу хеттского войска составляли боевые колесницы. Хетты добывали в горах металл (медь и олово, шедшие на производство бронзы – основного материала, из которого в то время изготовлялись орудия) и рубили лес. Могущественным державам речных долин пустынных и степных регионов – Вавилонии и Египту, этого как раз не хватало, и они были вынуждены закупать эти материалы, без которых само существование цивилизации было немыслимым, у других народов, в том числе хеттов. Богатство их земли рудниками и лесом и стало залогом экономического могущества хеттов, позволило им создать собственную цивилизацию. Однако сильно расчлененный горный рельеф, затруднявший сообщение между горными долинами, в которых селились хетты, не способствовал прочной концентрации государственной власти в руках царя. Для управления своей державой царь назначал своих наместников (чаще всего своих родственников) в разных горных областях. Заполучив доверие местного населения, эти наместники были вполне в состоянии отказаться повиноваться царю и, используя горные кручи и лесные чащобы как естественную крепость, отразить попытки царского войска вновь привести их к покорности. Поэтому царь старался по-хорошему договариваться с наместниками в вопросах управления страной, активно советовался с ними и предоставлял им большие привилегии. Таким образом, в отличие от подавляющего большинства цивилизаций Древнего Востока, Хеттское царство не было деспотией, где перед царем все население от министра до простого пастуха было фактически на положении рабов. В Хеттском царстве сложилась аристократическая прослойка, типичная не для восточных, а для европейских цивилизаций и существенно ограничивавшая царскую власть. Хеттское царство по сути походило на прочный союз разных территориальных обществ, объединенных общей целью противостояния внешним врагам и упорядочения внутренней жизни. Законы Хеттского царства были удивительно гуманны для Востока того времени. Смертная казнь назначалась лишь за несколько преступлений, считавшихся по представленям хеттов особенно тяжкими (например, скотоложство), при этом за царем оставалось право миловать преступников. В хеттском законодательстве почти отстутсвуют телесные наказания, а за подавляющее большинство преступлений и причинение разного рода ущерба назначались штрафы по принципу материального возмещения. Один из законов предусматривал, что человек, поджегший чей-то дом, должен был сам заново его отстроить. Относительная мягкость наказаний, преобладание в праве принципа возмещения причиненного вреда позволяет заключить, что в основном дела разбирались в пределах одной общины, члены которой хорошо знали друг друга. Этим и подтверждается то, что большинство жителей Хеттского царства редко выходили за пределы постоянного района своего проживания, окруженного высокими лесистыми горами, а совершить серьезное преступление против своего односельчанина редко кто решался. Поэтому хеттское общество не нуждалось в строгих наказаниях для поддержания порядка. Простой народ выполнял государственные работы (луцца) или платил в казну налог продуктами (саххан). Хетты имели так называемый арменоидный антропологический тип, то есть, для их внешности был характерен высокий череп с плоским затылком, крупный нос, дугообразные брови и темные волосы. В наиболее классическом виде этот тип сохранился у армян. Кроме того, это показывает генетическую близости хеттов к туркам Малой Азии и арабам Сирии и Палестины. В общем, данный антропологический тип был характерен для исконного населения Малой Азии, и указывает на активное смешение индоевропейских предков хеттов с местными малоазиатскими племенами, о чем уже было сказано. Хетты поклонялись различным божествам, которым молились и разные соседние с ними народы. Так, они, как и другой народ Малой Азии – хурриты, почитали бога грома Тешуба. Верили они как в божеств мужского пола, так и женского. У каждого города могли существовать наравне со всеобщим пантеоном и собственные культы. Хетты чаще не строили храмов, а поклонялись своим божествам на соответственно оборудованных участках местности на холмах, среди скал, в лесу. Культовые площадки украшались статуями животных, на которых торжественно восседали боги. Неизвестный древнегреческий писатель, названный современными учеными Псевдо-Лукианом, сообщает, что в одном хеттсокм городе храм стоял на высокой платформе, у входа в него находились два огромных конуса – символическое изображение плодородия. На дворе стояли идол и жертвенник из меди. Внутри же храма находился некий престол Солнца, стояли изображения богов. При храме содержали посвященных тамошним богам орлов, быков, львов, лошадей, рыб в специальном водоеме. Также античный автор сообщает, что своим богам хетты приносили в жертву обычно баранов и коз, а по особо торжественным случаям – быков. Свиньи же считались нечистыми животными, их не употребляли в пищу и в жертву не приносили. Иногда хетты приносили в жертву собственных детей, заворачивая в звериные шкуры и сбрасывая с высоты во двор храма, при этом крича, что это не дети, а быки. Как и всякая держава старины, хетты не ограничивались тем, что обороняли свою землю от врагов, но и сами совершали военные походы в другие страны. Для этого наместники областей приводили к царю своих воинов. К предстоящим войнам хетты очень тщательно готовились, удары по врагу наносили четко и продуманно, захватывая наиболее стратегически важные для него территории. Многочисленные племена, жившие вокруг Хеттского царства, часто стремились заручиться поддержкой могущественных царей и, хотя сохраняли свой внутренний уклад жизни, принимали их подданство. «Пояс» из различных союзных племен как бы служил Хеттскому царству дополнительной защитой: пока враг сражался с союзниками хеттов, те успевали мобилизовать свою армию, наносившую сокрушительные удары на боевых колесницах. Прибавляло хеттам военного могущества и то, что они уже научились выплавлять и обрабатывать железо. Хотя железо у хеттов еще не вытеснило бронзу, все же были уже воины, вооруженные железными мечами, легко расскевшими бронзовые доспехи врагов. Воюя с другой державой, хетты сначала стремились овладеть территориями, менее склонными к сопротивлению, и таким способом обложить со всех сторон главные вражеские оплоты, после чего уже наносили «удар в сердце». Так царь Суппилулиума I завоевал бóльшую часть Сирии (около 1400 г. до н.э.). А еще раньше – в 1595 г. до н.э., царь Мурсили I захватил и разрушил сам древний Вавилон, овладел огромной богатой добычей. В 1312 г. хеттский царь Муваталли наголову разгромил войско египетского фараона Рамсеса II у сирийского города Кадеш; сам фараон, которого подданные почитали за живого бога, едва спасся бегством. Свою собственную державу хеттам часто приходилось оборонять от грабительских нападений соседних полупервобытных племен, например, касков. До XIII в. до н.э. хетты практически не знали военных поражений, но в тот период, оказавшийся последним в истории их государства, не выдержали натиска грозной и воинственной Ассирии, которая смогла отобрать у них часть их собстенных земель. Держава, бывшая скорее конгломератом разных во многом самостоятельных областей, чем централизованным государством, рано или поздно была обречена на распад, и даже необычно то, что Хеттское царство смогло просуществовать четыре с половиной столетия (1650 – 1200 гг. до н.э.). Изменение с течением веков общей геополитической обстановки на Ближнем Востоке, по-видимому, привело к утрате Хаттусой – столицей царства, прежнего экономического значения и, как следствие, падению влияния царей на возглавлявшую провинции аристократию. Это не могло не сказаться на боеспособности хеттской армии, на быстроте мобилизации и слаженности взаимодействия набираемых в разных провинциях войск. В результате начавшие в XIII в. в большом количестве мигрировать в Малую Азию племена Балканского полуострова просто поглотили некогда грозную державу. После разгрома самой Хаттусы государство распалось на ряд мелких княжеств, а сами хетты постепенно ассимилировались среди пришлых народов.

Чат

Архив блога