Translate

Международный Олимпийский комитет (МОК). История Наций

 

25 октября 1892 г. во время празднования пятилетия Союза французских обществ атлетических видов спорта в большом амфитеатре парижской Сорбонны Пьер де Кубертен впервые официально заявил, что приступает к непосредственной реализации проекта возрождения Олимпийских игр "на принципах, соответствующих потребностям сегодняшнего дня". Он убедил этот авторитетный Союз создать международный форум для организации Олимпийских игр, а также выработки общих требований к их участникам. Подготовка такого мирового форума была поручена трем комиссарам, в число которых был включен и Пьер де Кубертен. Весной 1893 г. он разослал письма во многие страны мира, в которых писал: "Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые бы соответствовали запросам современного общества, сделает возможность встречи представителей всех народов мира через каждые четыре года. Мы надеемся, что эти мирные и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма". Международный атлетический конгресс открылся 16 июня 1894 г., а спустя неделю, приняв решение о возрождении Олимпийских игр, делегаты конгресса сформировали постоянно действующий комитет, который должен был организовать и провести Игры. Так был создан МОК. Кубертен был избран его генеральным секретарем, а представитель Греции Викелас Деметриус  президентом. 

10 апреля 1896 г. В. Деметриус подал в отставку, а Пьер де Кубертен был избран Президентом МОК. Конгресс утвердил Олимпийскую хартию, в которой устанавливалось, что Олимпийские игры "... объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам..." Конгресс принял решение проводить Олимпийские игры один раз в четыре года, установил, что их целью является "укрепление братства и мира между народами". Первые Олимпийские игры было решено провести в 1896 году в столице Греции Афинах. 


В августе 1994 года в Париже состоялся XII олимпийский Конгресс столетия, который получил название "Конгресс единства". Два года проводилась напряженная работа и вот наступила знаменательная дата мирового спорта  6 апреля 1896 г. на Мраморном стадионе Греческой столицы в присутствии 80 тысяч зрителей было провоглашено открытие первых Олимпийских игр современности. На игры в Афины приехало 295 атлетов из 13 государств. Соревнования включали в себя девять видов спорта. Спортсмены из 10 стран стали чемпионами, наиболее успешно выступили атлеты США. Очень важно, что с первых игр члены МОК делали все возможное, чтобы возродить не только комплекс соревнований, но и в духе Олимпийской хартии возродить Олимпизм как синтез спорта, культуры и искусства, высокой духовности и нравственности. Их чрезвычайно интересовали морально-этические, социально-педагогические и воспитательные аспекты Олимпизма. Они были страстными пропагандистами спорта, физической культуры и идей Олимпизма. В этих целях было установлено, чтобы Игры проводились в разных городах и на разных континентах.

 Так, ровно через 1500 лет Олимпийские игры были восстановлены. С тех пор прошло свыше 100 лет. За это время 24 раза зажигался огонь летних Олимпийских игр (в период мировых войн три Олимпиады не проводились). Чаще всего Игры проводились на европейском континенте  14, 6  в городах Америки, 2  в Азии и 2  в Австралии. С 1924 г. проводятся зимние Олимпийские игры, которые имеют свою нумерацию. Но понятие "Олимпиада" сохранено только для летних Игр. Место проведения Олимпийских игр выбирают демократическим путем МОК. Право их организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность Игр не свыше 16 дней (зимних Игр  не свыше 10 дней). 

Олимпийское движение имеет свою эмблему и флаг, утвержденные МОК по предложению Кубертена в 1913 году. Эмблема  пять переплетенных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов, которые символизируют 5 объединенных в Олимпийском движении континентов. Девиз Олимпийского движения Citius, Altius, Fortius (быстрее, выше, сильнее). Флаг  белое полотно с олимпийскими кольцами. За сто лет сложился ритуал проведения Игр: зажжение Олимпийского огня на церемонии открытия (огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии и доставляется факельной эстафетой спортсменов в городорганизатор олимпийских игр); произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в которой проводятся Игры, олимпийской клятвы от имени всех участников Игр; произнесение от имени судей клятвы о беспрестрастном судействе; вручение победителям и призерам соревнований медалей; поднятие государственного флага страны и исполнение национального гимна в честь победителей. 

С 1932 г. организатор Олимпийских игр строит так называемую олимпийскую деревню для участников Игр. Согласно Олимпийской хартии, игры являются соревнованием между отдельными спортсменами, а не между национальными командами. Однако с 1908 г. получил распространение так называемой неофициальный общекомандный зачет  определение места, занятого командами, по количеству полученных медалей. При этом приоритет в установлении командного места отводится золотым медалям, а при их равенстве  серебряным и бронзовым наградам. С развитием Олимпийского движения всё больше стран включаются в его орбиту. На Играх в Сиднее участвовали команды 199 государств. Всё более обогащается и спортивная программа. Почти на каждой Олимпиаде в её программе появляются новые виды спорта, соответственно увеличивается и число разыгрываемых Олимпийских наград. Вспомним  на играх в Афинах было вручено 43 золотых медалей, а в Сиднее разыгрывались уже 300 комплектов Олимпийских наград. Увеличилось число разыгрываемых медалей и за счет включения, начиная со вторых Олимпийских игр, в олимпийские старты женщин. Всего за прошедшие сто лет в Олимпийских играх приняли участие около 140 с половиной тысяч спортсменов. 

Сегодня Олимпийские игры превратились в крупнейший спортивный праздник планеты. В своём функционировании они опираются на принятую в 1894 году "Олимпийскую хартию" своеобразный устав, определяющий цели, содержание и характер движения, а также условия празднования Олимпийских игр. В этом документе дается четкое определение Олимпизма: "Олимпизм"  это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера и уважении всеобщих основных этических принципов. Цель олимпизма  повсеместно поставить спорт на службу гармоничному развитию человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о соблюдении человеческого достоинства. Для достижения этой цели олимпийское движение участвует  самостоятельно или во взаимодействии с другими организациями и в рамках имеющихся у него возможностей  в деятельности по защите мира". Польские исследователи Г. Млодзиковский и Е. Новицкая, 1986 год, отмечают, что за период 1894-1985 годы в МОК избиралось 355 человек из 87 стран мира. По доступным биографическим источникам ими установлена профессиональная принадлежность 288 членов МОК 79,7%. Среди 148 членов - 52,8%, получивших профессию после учебы, 57 профессиональных военных, 45 юристов, 17 инженеров и архитекторов, 16 учителей, из них 5 учителей физического воспитания, и 18 врачей. Все они достигли довольно высоких профессиональных высот и работали в различных организациях. Самой многочисленной профессиональной группой оказалась группа промышленников, коммерсантов и банкиров - 86 человек, 24,2%. Остальные группы  это профессиональные политики  78 человек, 20,5%, дипломаты  29 человек, 8,1%, писатели  19 человек, 6,7%, учителя  17 человек, 6,0%, служащие  16 человек, 5,7%, а также журналисты и публицисты  8 человек, 2,8%. О высоком общественном статусе членов МОК свидетельствуют данные по группе государственных деятелей и дипломатов. Почти 80% из них занимали самые высокие посты. Членами МОК были 5 монархов, 25 министров, 8 премьеров, 4 президента республик, 1 фельдмаршал, 1 маршал авиации, 1 вице-адмирал и 25 генералов. 

Некоторая закономерность в кадровой политике, направленной на обеспечение МОК максимума независимости, прослеживается в доминировании в его составе представителей свободных профессий - 161 человек. В первые 50 лет деятельности МОК большое внимание обращалось при избрании его членов на аристократическое происхождение. Присутствие аристократов должно было обеспечивать Комитету высокую общественную позицию и создавать, говоря образным языком барона Пьера де Кубертена, "его золотое обрамление". Однако по мере достижения и укрепления международного авторитета МОК начал отходить от политики продвижения аристократии, заменяя ее представителями высшей и средней буржуазии. Следует отметить, что самоизбрание не было специфичным только для МОК. Оно вошло в кадровую политику многих Национальных олимпийских комитетов, получивших право рекомендовать кандидатов в члены МОК. На 104-й сессии МОК, состоявшейся 15-18 июля 1995 года в Будапеште, большинством голосов: 74 - за, 10 - против, 2 - воздержались, принято решение поднять возрастной ценз для членов Международного олимпийского комитета до 80 лет. По ранее принятому положению член МОК уходил в отставку по достижении 75-летнего возраста до 1995 года. 

С период с 1969 года по 1985 год действовало положение, согласно которому член МОК, вошедший в его состав после 1965 года, обязан был уйти в отставку по достижении 72-летнего возраста, то теперь, как видим, возрастной ценз поднят до 75 лет. По мнению немецких специалистов журнала НОК ФРГ "Олимпишесфойер", "это решение в наши дни столь же непонятно, как и 20 лет назад". Из 94 членов МОК, по состоянию на 1 июля 1992 года, в возрасте от 34 до 50 лет было 15 человек, от 51 до 60 - 23, от 61 до 70 - 29 и старше 70 - 27 человек, т.е. в возрасте от 61 года и старше было свыше 60% членов МОК. Средний возраст членов МОК составлял - 62,7 года. 

Несомненно, отрадным фактом 80-х годов является включение в состав МОК 7 женщин ПирйоХаггман (Финляндия), Флор Исава Фонсека (Венесуэла), Мари Эдисон Глен-Ханг (Великобритания), принцесса Нора фон Лихтенштейн (Лихтенштейн), Анита Дефранц (США), Кэрол Анна Летерен (Канада), принцесса Анна (Великобритания). Кроме Норы фон Лихтенштейн, все остальные женщины - члены МОК были участницами Олимпийских игр. В дальнейшем, в МОК "женский вопрос" был урегулирован. На 112-й сессии МОК, состоявшейся 13-16 июля 2001 года в Москве, кандидатом на пост Президента Международного олимпийского комитета выставлялась Анита де Франц - 49-летняя американка, Первый вице-президент и второй человек в Международном олимпийском комитете. 

Вот уже более 30 лет в международном олимпийском движении идет острейшая дискуссия по поводу системы выборов членов МОК. Как отмечалось выше, МОК сам избирает своих членов, находя их достойными для предложенной деятельности. На 108-й сессии МОК, проходившей 17-18 марта 1999 года, в Лозанне, и на последующих сессиях МОК, рассматривались вопросы системы выборов новых членов МОК. На 1 января 1994 года МОК признавал 195 НОК и 31 МСФ по олимпийским видам спорта. В то же время среди членов МОК были представлены только 79 стран - 40%, и 7 МСФ - 23%. По состоянию на 1 января 1995 года, с момента создания МОК его членами были 395 человек, в том числе 203 - из европейских стран. 

В настоящее время в МОК работают представители 80 государств. Некоторые имеют двух представителей. Следует отметить, что в последние десятилетия количество членов МОК существенно увеличилось: в 40-60-х годах было 64, в 60-х  67, в начале 90-х  95. Увеличение количества членов МОК в основном происходило за счет представителей стран Азии и Африки. Если в 60-х годах Азия и Африка были представлены 11 членами - 16,9%, то в начале 90-х годов - 32 члена - 33,7%. Количество членов МОК из стран Европы не изменилось - 38, но в процентном соотношении существенно уменьшилось, что объясняется интенсивным вовлечением в международное олимпийское движение в последние десятилетия азиатских и африканских государств. Тенденция к уменьшению членов МОК из государств Европы характерна для современного периода олимпийского движения. В начале века, в период 1900-1910 годы в МОК их было более 80%. Постепенно этот процент снижался: 1920 год  88,0%, 1930 год  62,5%, 1940 год  60,9%, 1950 год  60,0%, 1980 год  42,6%.

К сегодняшнему дню мы можем с точностью сказать, что спортивная сфера имеет определенное влияние на то, как складываются международные отношения. Одними из основных функций, которыми обладает спорт можно назвать сокращение напряженности между государствами, создание миролюбивых условий, стремление к дальнейшему сотрудничеству. Организация спортивной деятельности любого вида так или иначе стимулирует сотрудничество между странами.
С начала прошлого столетия начинает активно укрепляться связь между политикой и спортом. Постепенно нарастая, эта связь представляет собой уже хорошо сложившийся механизм по оказанию влияния на внутреннюю жизнедеятельность государства (влияние на общество, путем восприятия им тех или иных событий), а также выступает стратегическим фактором, воздействующим на внешнеполитический курс. Особое внимание начинает занимать «развитие мягкой силы», инструментом которой становится спорт. Впоследствии зарождается такой феномен как «спортивная дипломатия», получившая повсеместное распространение и принятие в качестве одного из главных ресурсов стран. Широко употребимыми и многим знакомыми стали такие понятия как «футбольная дипломатия», «пинг-понговая дипломатия», «крикетная дипломатия».

Помимо оказываемого влияния спортом на политическую сферу, он начинает быть все более популярным в жизни обычного человека. Страны делают все больший упор для активизации «спортивной силы», это становится не только популярно, но и актуально, здесь не исключением будет и Россия. На международной арене одним из главных спортивных арбитров и вершителей в настоящее время выступает МОК. Международный Олимпийский комитет отвечает не только за организацию спортивных мероприятий, но и непосредственно оказывает некоторое, в какой-то степени значительное, влияние на политику стран, проводимую в области спорта.
Важно заметить и тот факт, что «сила спорта» давно ассоциируется с гуманистическими идеалами, которые без исключения претворяются в жизнь. Бесспорное претворение в жизнь — это достаточно оспариваемый факт. Как было отмечено выше, международный спорт имеет разные последствия, а сила спорта иногда применяется для извлечения определенных выгод. На международном уровне, а в частности, элитный спорт, могут отличаться и компрометировать себя «коррупцией, финансовыми злоупотреблениями, допинговыми скандалами или последствиями экологического загрязнения», к примеру. Таким образом, если в спортивном движении уже замечены такие проблемы и сложности, то он автоматически перестает быть примером, несущим исключительно благоприятное и мирное влияние.

Мероприятия гуманитарного присутствия России должны быть максимально вписаны в местный контекст государства пребывания, привязаны не только к российским, но и к локальным фигурам, событиям и датам. Но стоит отметить и пользу, который приносит спорт при правильном использовании его ресурсов в гуманитарной сфере, такой благоприятный эффект весьма разнообразен. Спорт — это мощное и эффективное средство достижения целей, сочетающее в себе нескольких основных прав (здоровье, образование, развитие, досуг). Он может служить инструментом миростроительства (на этапе урегулирования, примирения и восстановления); к тому же спорт является инструментом предотвращения уязвимости через расширение прав и возможностей общин и повышение их устойчивости.

К сожалению, говоря о сотрудничестве России и МОК, нельзя обойти стороной и вопросы антидопинговой политики. В последние годы сборная России была уличена в использовании допинга. Но на данный момент можно говорить о том, что Россия пытается сотрудничать с WADA, и страна заинтересована в том, чтобы устранить все недочеты, связанные с антидопинговыми вопросами, чтобы эта тема навсегда осталась в прошлом, и, конечно, делает всё, чтобы никто не подвергался дискриминации по политическим мотивам. Также стоит отметить, что все шаги, принятые Россией, были встречены полной поддержкой иностранных коллег, современное сотрудничество по всем вопросам носит конструктивный характер. И по сей день НОК РФ принимает всевозможные шаги для регулирования возникающих вопросов в пользу российских спортсменов.

Таким образом, считаем, что современный мир олимпийского спорта слишком сложен. Вместо того чтобы создавать искусственные барьеры или изобретать новые средства массовой информации, самый продуктивный способ — это совместно работать с МОК и вести открытый диалог с иностранными коллегами. Необходим обмен опытом, страны всегда могут чему-то научиться друг у друга, и никогда не должны забывать, что такой обмен знаниями — это не данность и за него нужно бороться. В целях развития спорта во всех странах мира, на благо каждого человека Россия должна принять дополнительные меры по выработке согласованных позиций относительно дальнейшего развития межправительственных организаций, международных спортивных организаций на основе норм и принципов международного права, обеспечить более тесное взаимодействие с МОК.
Развитие международных отношений Российской Федерации в сфере физической культуры и олимпийского спорта является неотъемлемой частью политики государства на международной арене. Взаимовыгодное международное сотрудничество в сфере физической культуры и спорта имеет важное значение не только для достижения основополагающих целей и повышения эффективности внешней политики России, а также и при рассмотрении его внутригосударственного значения.

В эпоху глобализации Олимпийский спорт претерпевает трансформацию из культурно-исторического явления в социально-политическое. Отличительной чертой олимпийского спорта в современном мире является его очевидная институционализация в условиях рыночной экономики и информационного общества. Фактически олимпийский спорт становится новой исторической формой институционализации социально-экономических процессов.

Международное спортивное сотрудничество способно оказать существенное влияние на поддержание престижа государства и создание его позитивного имиджа в мире, внести немалый вклад в укрепление межкультурного диалога. Соответственно, сотрудничество России с другими странами и международными организациями, в основе которого лежит спорт, должно быть расценено как неотъемлемая и полноценная часть стратегии действий во внешней политике. При таких условиях, особой поддержки и внимания заслуживает Олимпийское и Паралимпийское движения, а также необходимо обеспечить абсолютное и беспрепятственное участие российских спортсменов и всего тренерского штаба в любых мировых турнирах и соревнованиях. Ещё одной вехой в укреплении и развитии спортивного сотрудничества на разных уровнях (международном, региональном и национальном) между различными акторами независимо от их масштабов (федерации, клубы, общества и т.д.) может послужить регулярный обмен делегациями, спортсменами, командами, тренерами и специалистами в области спортивной подготовки, их участие в международных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, независимо от места проведения данных мероприятий: в России или за рубежом.

В ближайшей перспективе достаточное внимание в спортивной сфере должно быть уделено не только сотрудничеству с МОК, а также направлено на взаимодействие с рядом других организаций, таких как ЮНЕСКО, Совета Европы, Всемирным антидопинговоым агентством. Таким образом РФ удастся добиться позитивных результатов сразу по нескольким направлениям, а именно повысить уровень развития физической культуры и спорта в государстве с опорой на успешный опыт других стран и поспособствовать укреплению ведущей роли в международном спортивном сотрудничестве.

Чат

Архив блога