Translate

Война, мужество и героизм. История наций

 


Война – это страшнейшее и ужаснейшее явление в истории человечества. Война может длиться год или столетие. Война может быть гражданская или межгосударственная, мировая или локальная, захватническая или освободительная, но война – это всегда кровь, боль, жертвы и разруха. На данном уроке речь пойдет о том, какие бывают войны, какими могут быть причины их возникновения, предметы и участники, а также о том, какие существуют стадии протекания социального конфликта.

В процессе изучения истории мы постоянно сталкиваемся с таким социальным явлением, как война. Каждая ли война уникальна или есть какие-то закономерности, которые можно попытаться проследить и на основании этих выявленных законов попытаться спрогнозировать, как будут развиваться события в том или ином случае?

Часто войну воспринимают как своеобразную культурную универсалию. Считается, что если государство не ведет войны, то оно готовится к войне. Все войны можно разделить на две категории: внешние (межгосударственные) и внутренние (гражданские). В наши дни на планете больше происходит гражданских войн, нежели межгосударственных. Войны активно ведутся в государствах Азии и Африки. Начиная с 2000 года только на африканском континенте произошло около 15 вооруженных конфликтов. Например, гражданские войны в Сомали, Ливии, Чаде, Кот-д’Ивуаре, Центрально-Африканской республике, Мали, Алжире, Либерии, Бурунди и т. д. В Азии произошли (а некоторые продолжают идти и по сей день) гражданские войны на территории Афганистана, Сирии, Непала, Ирака, Шри-Ланки. Гражданские войны затронули и Европу: конфликт в Югославии в 1991–1995 гг., на Украине в 2014–2015 гг. С гражданской войной сталкивается и американский континент. В 1964 году начиналась и уже более 50 лет идет гражданская война в Колумбии. Сальвадор также пережил гражданскую войну.

За всю историю человечества найдется не так много лет, когда оно обходилось бы без войн. На протяжении тысяч лет человечеству приходилось сосуществовать с войной. В разные эпохи предлагались разные варианты и подходы к тому, что такое война и как можно существовать в ее условиях.

Война как благо

Если говорить о том, как война воспринимается в общественной мысли, то позиция человека по отношению к войне очень сильно зависит от того, какую социальную позицию он занимает по отношению ко всем остальным. Многие военные могут воспринимать войну как благо. Ведь для военных война – это важнейший социальный лифт. Например, в произведении Грибоедова «Горе от ума» война для Скалозуба была способом сделать карьеру. Многие военные и полководцы становились по окончании войн главами государств. Например, Оливер Кромвель (рис. 1), ставший лордом-протектором, фактически правителем Англии, Наполеон Бонапарт (рис. 2), ставший французским консулом, а затем императором Франции, в XX веке это французский президент Шарль де Голль (рис. 3), который был олицетворением сражавшейся на фронтах Второй Мировой войны Франции. Говоря о США, стоит упомянуть Дуайта Эйзенхауэра (рис. 4), который сначала был главнокомандующим американскими войсками, а с 1953 по 1961 год – главой американского государства, президентом США.

Оливер Кромвель

Рис. 1. Оливер Кромвель 

Наполеон Бонапарт

Рис. 2. Наполеон Бонапарт 

Шарль де Голль

Рис. 3. Шарль де Голль 

Дуайт Эйзенхауэр

Рис. 4. Дуайт Эйзенхауэр 

Во-вторых, власть может рассматривать войну как благо. Для государства война – это средство отвлечения народа от насущных социальных проблем. Примером можно считать русско-японскую войну 1904–1905 гг. С точки зрения министра внутренних дел Вячеслава Константиновича Плеве (рис. 5), России была нужна «маленькая победоносная война», для того чтобы люди перестали думать о революции. Правда война не оказалась маленькой, а уж тем более – победоносной. Как вы помните из курса истории, Россия с позором проиграла эту войну. Можно также вспомнить франко-прусскую войну 1870–1871 гг., когда Наполеон III – французский император – был заинтересован в войне не меньше, чем Пруссия, которая хотела использовать эту войну для объединения Германии. Наполеон III понимал, что его авторитет в народе падает, социальной поддержки он лишается, и ему также была нужна «маленькая победоносная война», чтобы укрепить свою власть. Но для него она также не оказалась победоносной.

Министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве

Рис. 5. Министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве 

В-третьих, очень часто война воспринимается как способ восстановления справедливости. Кратчайшим способом восстановления справедливости воспринималась Первая Мировая война. Так, в ходе нее и революций в России император Николай II лишился престола, а на смену монархии пришел социалистический строй. В Англии, во Франции и в Германии начинался невероятный подъем национального духа, и война воспринималась как справедливая.

Этот принцип восстановления справедливости появился еще до XX века. Николя де Шамфор, известный публицист французской революции, говорил о том, что французская революция должна была принести горе богатым и счастье бедным. Но принесла она Якобинскую диктатуру, наполеоновские войны и полный крах внешнеполитической доктрины Франции после поражения Наполеона и Венского конгресса 1814–1815 гг.

Война как данность

Конечно же, не все считают войну благом. Другая группа лиц воспринимает войну как данность. С этой точки зрения с войной невозможно бороться, а нужно научиться с ней сосуществовать. Чаще всего народ говорит о том, что воевать не хотел, но так как государство втянуто в войну, то его гражданам приходится воевать. Можно еще раз обратиться к событиям Первой Мировой войны, когда каждая страна считала себя обиженной и стремилась таким образом принять навязанные кем-то правила игры. Россия вступила в войну, потому что ей войну объявила Германия, Германия защищала свои интересы на Балканах, Австро-Венгрия желала подчинить себе Сербию. В итоге у всех стран были свои причины для участия в этой войне. Ответственность за начало этой войны каждый стремился возложить на другого.

Если повода для войны не представляется, то его всегда можно создать. Разные страны могут использовать самые разные события как повод для объявления войны. Поводом для Первой Мировой войны стало убийство эрцгерцога Франца Фердинанда (рис. 6), наследника австро-венгерского престола. Германия и Австро-Венгрия искали лишь повод, событие, которое может стать основой для начала будущего общеевропейского конфликта. Во второй половине XX века поводы к войнам возникали постоянно. Когда США понадобился предлог для вторжения во Вьетнам, был использован факт обстрела американского корабля. В результате американцы ввели свои войска во Вьетнам и началась война. Она продолжалась 8 лет и завершилась в 1973 году.

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда

Рис. 6. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда 

Война как беда

Если же рассматривать войну глазами обычного мирного населения, то с его позиции война – это беда. Вспомним Великую Отечественную войну. Огромное количество жертв, голод, упадок хозяйства – все это беды для простого населения. Любая война несет огромное число убитых и раненых, а значит, горе для народа.

Говоря о войне, посмотрим на известную картину В.В. Верещагина – «Апофеоз войны» (рис. 7). Сам Верещагин сражался в Средней Азии, когда Россия распространяла туда свое влияние, соперничая с Англией и желая расширить свои экономические возможности. Верещагин сам мог наблюдать такие картины в Средней Азии, он сам был участником сражений. На раме картины он написал такое посвящение: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Какой бы справедливой война ни была, это всегда беда.

Картина В.В. Верещагина «Апофеоз войны»

Рис. 7. Картина В.В. Верещагина «Апофеоз войны» 

Теории возникновения войн

В этом вопросе единства среди теоретиков также нет. Все причины возникновения войн можно условно разделить на три группыпричины внутренние, внешние и психологические.

Внутренние – это такие причины, которые возникают в недрах самого общества. Можно условно их разделить на экономические и социальные. Война начинается потому, что государство нуждается в ресурсах, или потому, что у государства возникает социальная потребность в этом конфликте, например уже упомянутая «маленькая победоносная» русско-японская война. Государство, которое нуждается в войне по тем или иным причинам, нередко начинает провоцировать соседей с тем, чтобы этот конфликт рано или поздно начался.

Чаще войны начинаются с внешних причин. Такие причины еще называют геополитическими. Именно внешними причинами обусловлены такие войны, как колониальные: борьба за жизненное пространство, за внешние источники сырья. В этих внешних причинах не так важно для государства, реальны ли эти причины или же надуманы для начала конфликта. Единственной существенной причиной в колониальных войнах было желание заполучить тот или иной экономический ресурс. Обычно это плодородные земли или большое количество дешевой рабочей силы. Такие внешние причины послужили началом Первой и Второй мировых войн. Это войны, в которых осуществлялась борьба за территории, за колонии, за ресурсы.

Войны могут иметь и психологические причины. Это значит, что они коренятся в сущности войны не с точки зрения государства, а с точки зрения каждого конкретного человека. Так, великий психолог Зигмунд Фрейд (рис. 8) считал, что «агрессия – это один из базовых инстинктов человека». Биологи указывают на то, что конфликты, сравнимые с войнами, были даже у человекообразных обезьян.

Зигмунд Фрейд

Рис. 8. Зигмунд Фрейд

Войну нередко воспринимают как средство снятия психологического напряжения. В качестве примера можно взять советское государство. Когда СССР создавался, то главным элементом его внешнеполитической доктрины была подготовка мировой революции. Когда Советскому Союзу пришлось участвовать в военных конфликтах, о мировой революции уже речь не шла. Все понимали, что война – это горе, кровь, огромные жертвы, а также экономический коллапс.

Героизм на войне

Героизм - это способность человека свершить подвиг. Способность пожертвовать собой ради других. Умение преодолевать преграды и решать проблемы.

Только человек, которому присущи стойкость, отвага, может стать героем.

В истории всех народов и государств, отражены поступки людей которые можно назвать героическими. Но не все входят в историю. Многие так и остались неизвестным или забытым. Но все равно всегда были и будут люди, которые несмотря ни на что, будут идти к победе, порой ценою своей жизни.

Героизм – это готовность совершению поступка любой в момент и никогда не пожалеть о нем. Настоящий герой не будет раздумывать о последствиях поступка. Не будет думать, о наградах и почестях. Героизм должен быть заложен в душе. Герой это не всегда сильный, как Илья Муромец, воин. Настоящий герой силен духом. Бывает, что с виду невзрачный человек способен на героический поступок. Вспомнить, хотя бы, Великую Отечественную Войну. Сколько детей и женщин отдали свою жизнь за наше будущее. Они были партизанами, медсестрами, некоторые сражались в бою наравне с мужчинами. Они шли воевать по зову души, потому что были настоящими героями.

Есть героизм другого рода, когда человек, ни при каких обстоятельствах не забудет о чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Примером могут служить судьбы тех, кто работал и этим помогал армии, несмотря на все ужасы блокады в Ленинграде. Те, кто под пытками не сдавали своих друзей, офицеров даже в Гестапо. Те, кто в гитлеровских и сталинских лагерях сохранил в себе достоинство, мужество, доброжелательность. Которые, несмотря ни на что оставались людьми.

Героизм может проявиться не только на войне или когда человека поставили в определенные условия. Полярники, ученые (например Тур Хейердал), врачи (которые сами себя заражали смертельно опасными болезнями, что бы найти вакцину), космонавты. Ведь их всех подстерегает непредвиденное.

Разве не героизм вытащить из горящего дома людей, помочь утопающему.

Героизм будущее любой страны. И задача общества привить в современном поколении уважение к тем, благодаря кому, жизнь на земле стала лучше.

Герои – это будущее каждого государства. Задачей общественности является прививание современному поколению уважения людям, которые сражались за лучшую жизнь.

Мужество

​​​​​​​​​​​​​​Мужество – ответственное и разумное, в меру смелое и в меру спокойное, поведение в трудных или экстремальных обстоятельствах.

Корабль тонет, а мужественный человек организует спасение, предотвращает панику, руководит процессом.


Мужество - проявление воли в трудных или экстремальных обстоятельствах. Антоним мужества - малодушие.


Мужество и сила воли

Сила воли - это количество воли. Мужество – это качество воли, проявление воли смелого, взрослого и мудрого человека.

Мужество в отношениях

Мужество: именно его не хватает в отношениях. Статья Павла Зыгмантовича

Мужество и смелость

Смелость, в отличие от мужества, не подразумевает ответственности​ и обязательного включение головы. Мужественным же может быть только думающий, взрослый человек.

Мужество и трусость

Страшно бывает всем. При этом, когда перед лицом страшного сделать необходимое человек принуждает себя сам, это называется мужеством. А если человек не успел сделать это сам и спустя мгновения его принудили все то же самое сделать окружающие - он получает прозвище труса. Принуждение будет все равно, и делать придется в любом случае: тогда зачем быть трусом, когда есть возможность в тех же условиях оказаться мужественным человеком? 

Как развивать мужество

На уровне рефлекса можно приучить себя ориентироваться не на чувства (страх, боюсь, сомневаюсь, переживаю), а на разум и обязанности. Просто делать то, что нужно. А бояться будем потом, в личное время, если останется желание. 

Чат

Архив блога