Translate

Малайзия - горная страна

 

Официальное название — Малайзия (Malaysia). Расположена в Юго-Восточной Азии. Площадь 336,7 тыс. км2, численность населения 22,3 млн чел. (2001). Государственный язык — малайский. Столица — г. Куала_Лумпур (св. 1 млн чел., 2001). Государственный праздник — Национальный день 31 августа (с 1957). Денежная единица — ринггит.

Член ООН (с 1957), ОИК (с 1969), АСЕАН (с 1967), ВТО, АТЭС и др.

Динамика прироста населения за 1990-е гг. свидетельствует об увеличении доли китайского и тамильского населения благодаря их более высоким темпам естественного прироста.

Рождаемость ок. 3%, смертность 11%, детская смертность 8 чел. на 1000 новорождённых. Продолжительность жизни 73 года, значительно различается в зависимости от принадлежности к этнической группе.

Соотношение между группами мужского и женского населения примерно равное, с некоторым превышением в сторону последней. Доля городского населения 57%. Возраст выхода на пенсию 55—60 лет. Действует общенациональный сберегательный фонд лиц наёмного труда. Неграмотность населения старше 15 лет не превышает в целом 26% (для женщин — 17%, для мужчин — 9%).

По этническому составу за страной закрепилось название «Азии в миниатюре»: 54% — коренные малайцы (бумипутра) и родственные им этносы, 34% — китайцы (в основном потомки выходцев из Южного Китая), 10% — выходцы из Южной Индии (тамилы). Ок. 30 тыс. жителей западной Малайзии — аборигены (оранг асли), потомки древнейшей миграции на Малаккский полуостров.

Языки: малайский (малайзийский), широко используется китайский (пекинский диалект), а также тамильский. Значительная часть средств массовой информации работает на английском.

Официальная религия — ислам (суннитского толка). Исповедуются также буддизм, индуизм и различные ветви христианства. Некоторые племена аборигенов западной части и даяки Саравака и Сабаха привержены традиционным верованиям.


Малайзия — конституционная монархия. Верховный правитель (король) избирается на 5 лет из числа 9 наследственных правителей (султанов) штатов Западной Малайи. Действует (с поправками) Конституция 1957.

В административном отношении Малайзия делится на 13 штатов: Перлис, Кедах, Пинанг, Перак, Келантан, Тренггану, Паханг, Селангор, Негри Сембилан, Малакка, Джохор, Саравак и Сабах. Имеются также три федеральные территории — Куала-Лумпур, Путраджая и Лабуан.

Крупнейшие города — Куала-Лумпур, Джоржтаун, Серимбан, Ипох, Джохор-Бару, Порт-Кланг, Кота-Кинабалу.

Основные принципы государственного управления: уважение монархических традиций, положений Конституции и поддержание межнациональной и межконфессиональной гармонии. Последнему пункту придаётся первостепенное значение.

Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент. Верхняя палата — Государственный совет, состоит из 68 членов, 26 сенаторов избираются путём прямых выборов законодательными ассамблеями штатов (по два от каждого штата) и 42 назначаются верховным правителем по рекомендации премьер-министра. Срок полномочий — 3 года, не прерывается роспуском парламента. Нижняя палата — Народный совет, насчитывает 192 депутата. Избираются прямым голосованием из числа победивших на всеобщих выборах партий. Функционирует в течение 5 лет со дня начала 1-й сессии. Спикер обладает широкими полномочиями: председательствует на заседаниях и руководит их ходом, следя за соблюдением процедур, имеет право закрыть или отложить заседание палаты.

Высший орган исполнительной власти — кабинет министров. Имеет право издавать законы и подзаконные акты без одобрения парламента. В значительной степени функции правительства дублируются решениями администрации премьер-министра.

Глава государства — верховный правитель, султан штата Перлис—Сайед Сираджауддин Сайед Путра Джамалаллайл (с декабря 2001). Глава государства совместно с Советом султанов штатов выполняет функции высшей инстанции толкования актов законодательной власти.

Глава исполнительной власти — премьер-министр, лидер партии, победившей на всеобщих выборах.

Политические деятели: Онн Джафаар, основатель Объединенной малайской национальной организации (ОМНО); Абдул Рахман — первый премьер-министр страны (1957—70); Абдул Разак — премьер-министр (1970—76); Онн Хуссейн (1976—81), Махатхир Мохамад (1981—2003).

Избирательная система строится на принципах прямого тайного волеизъявления. В стране действует система избирательных участков, открытых для всех политических партий и организаций (за исключением объявленных вне закона). Исполнительную власть на местах осуществляют главные министры штатов, формирующие местные правительства на основе большинства в региональных законодательных ассамблеях.

Доминирующие позиции во внутриполитической жизни занимает Национальный фронт в составе 14 общенациональных и региональных партий. Ведущая роль принадлежит крупнейшей, фактически правящей партии — Объединённой малайской национальной организации (ОМНО). Её основные партнёры по коалиции — Китайская ассоциация Малайзии (КАМ) и Индийский конгресс Малайзии (ИКМ).

Оппозиция представлена Панисламской партией Малайзии (ПАС), Национальной партией справедливости (НПС), Народной партией и Партией демократического действия. Первые три входят в оппозиционный Альтернативный фронт.

Ведущие организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата Малайзии, Ассоциация малайских торгово-промышленных палат, Ассоциация китайских торгово-промышленных палат. Также действуют Торгово-промышленные палаты штатов.

Важная роль принадлежит неправительственным организациям, формируемым главным образом по этническому признаку.

Внутренняя политика определяется концепцией «Видение 2020 года», в соответствии с которой страна к указанному сроку должна превратиться в современное развитое государство. При этом в силе остаются закон о чрезвычайном положении, дающий право властям задерживать подозреваемых в подрывной деятельности лиц на неопределённый срок; закон о контроле за печатными изданиями; закон о контроле за деятельностью профсоюзов. Данные законы продолжают действовать со времени чрезвычайного положения (1948—60).

Своеобразие внутриполитической ситуации — сосредоточение ключевых позиций в государственно-административном аппарате в руках малайской общины при сохранении доминирующих позиций в экономике у этнических китайцев. Правительству Махатхира Мохамада в целом удавалось поддерживать баланс между этими двумя крупнейшими национальными группами.

На рубеже 21 в. произошло заметное обострение противостояния между правящим Национальным фронтом (НФ) и оппозиционным Альтернативным фронтом (АФ), возглавляемым Панисламской партией (ПАС). На всеобщих выборах 1999 оппозиция завоевала 27 мест в парламенте, ПАС возглавила правительства штатов Келантан и Тренггану.

Во внешней политике Малайзии — принципиальная сторонница многополярной архитектуры  международных отношений, в центре которой находилась бы реформированная в интересах развивающихся стран ООН. По мере сил и возможностей Малайзия противодействовала установлению единоличного доминирования какой-либо державы в современном мире.

Пристальное внимание уделяется международным экономическим отношениям, Малайзия выступает за их кардинальный пересмотр, исходя из того что основные проблемы должны решаться путём согласованных действий между ведущими промышленно развитыми державами и развивающимися странами. В целом, позитивно оценивая продолжающиеся в рамках ВТО многосторонние переговоры по либерализации торговли и сферы финансовых услуг, Малайзия считала, что эти процессы, имея в принципиальном плане объективный и необратимый характер, должны учитывать интересы и фактическое хозяйственное положение стран развивающегося мира. Аналогичную позицию страна занимала в АТЭС.

Малайзия — одна из стран, основавших АСЕАН. Она активно способствовала принятию в организацию новых членов (государств Индокитая, а также Мьянмы).

Королевские Вооружённые силы насчитывают 115 тыс. чел., в т.ч. Сухопутные войска — 90 тыс. чел., ВМС — 12 тыс. чел., ВВС — 13 тыс. чел. Включают два основных компонента — регулярные силы и их резерв, а также различные военизированные подразделения. Высший орган, вырабатывающий политику в области безопасности и военного строительства, — Совет национальной безопасности, возглавляемый премьер-министром. Главнокомандующим является глава государства.

С учётом динамичного развития военно-политической ситуации в регионе был принят курс на модернизацию ВС. В 1994 был подписан контракт на поставку 18 самолётов МиГ-29 (получены в 1995), в 2003 — контракт на поставку 18 истребителей СУ-30МК.


Малайзия — интенсивно развивающаяся индустриально-аграрная страна. ВВП 78,7 млрд долл. США, ВВП на душу населения 3515 долл. США (2002). Занятость ок. 97%. Безработица — св. 3%. Инфляция 1,9% (2002).

Структура ВВП (%): сфера услуг ок. 50, обрабатывающая промышленность 34, сельское хозяйство 8, добывающая промышленность 8.

Обрабатывающая промышленность — наиболее динамично развивающаяся отрасль. Страна относится к числу основных производителей интегральных схем, радио- и телевизионной аппаратуры, кондиционеров. Малайзия — единственная страна АСЕАН, имеющая собственное автомобилестроение (выпускаются автомашины марки «Протон» при участии японской корпорации Mitsubishi). Промышленное производство в основном сконцентрировано в районе долины реки Кланг (Силиконовая долина), а также в штате Пинанг.

Добывающая промышленность представлена производством углеводородного сырья на континентальном шельфе штата Тренггану и штата Саравак (Северный Калимантан). В 2001 добыча нефти составила ок. 670 тыс. барр. в день. Эксплуатировалось св. 230 скважин. На Тренггану приходилось ок. 60% добычи. Штат считается «малайзийским Кувейтом». Общие запасы нефти оцениваются в 3,63 млрд барр., рассчитаны на 15—20 лет эксплуатации. Добыча природного газа — 1,6 трлн куб. футов (40—50 лет эксплуатации). Добычу природного сырья ведёт государственная компания «Петронас». Она же активно действует в нефтегазовых отраслях за пределами страны: в Иране, Казахстане, Мьянме, Судане, проявляет интерес к сотрудничеству с Вьетнамом.

По причине истощения запасов и низких мировых цен продолжало сокращаться производство олова, некогда ведущая отрасль горнорудной промышленности. В 2001 было добыто 6,3 тыс. т, львиная доля которых пошла на внутреннее потребление.

Сельское хозяйство ориентировано на производство технических культур. Св. 50% мирового производства пальмового масла (11,8 млн т), 3-е место в мире по производству натурального каучука (580 тыс. т). Производство продовольственных культур остаётся на низком уровне и сконцентрировано в основном в северных штатах полуостровной Малайзии.

Длина железнодорожной сети составляет ок. 1900 км. Предусматривается её постепенная электрификация. Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием — св. 25 тыс. км. На высоком уровне поддерживается состояние основной федеральной дороги в западной Малайзии — от границы с Таиландом на севере до Джохорского пролива на юге.

Существует широкая сеть аэродромов и портов. Ведущий международный аэропорт — Куала-Лумпур, крупнейший в Юго-Восточной Азии, морской — Порт-Кланг, главный терминал для внешней торговли. Действует широкая сеть телефонной, видеотелефонной и спутниковой связи. М. связана двумя мостами с Сингапуром через Джохорский пролив. По одному из них проложены железная дорога и водовод.

Внутренняя торговля (оптовая и розничная) контролируется в основном или частично китайским и индийским предпринимательским сектором. Широко развита сеть супермаркетов и мегамолов.

Сфера услуг и туризм играют значительную роль. Страну ежегодно посещает 2—4 млн туристов.

Современная социально-экономическая политика по-прежнему направлена на расширение участия коренных жителей (бумипутра) в хозяйственной жизни. Начиная с 1970-х гг. в ходе реализации пятилетних планов правительство последовательно проводило курс («новая экономическая политика») на повышение доли участия бумипутра в частном акционерном капитале до 30%. В кон. 1990 была принята программа вывода Малайзии на уровень промышленно развитого государства. Одной из главных задач поставлено увеличение доли производительности труда в экономическом росте. Согласно действующему 8-му пятилетнему плану развития (2001—05) она должна составить св. 37%.

Магистральным направлением национального развития избрано создание экономики, основанной на последних достижениях современных знаний. Первым этапом на этом пути стало создание в сер. 1990-х гг. в пригороде Куала-Лумпура «мультимедийного суперкоридора» — комплекса проектно-конструкторских и научно-производственных предприятий, задействованных в сфере информационно-коммуникационных технологий. На последующем этапе акцент был сделан на совершенствование национальной электронной информационной сети, подготовку высокопрофессиональных специалистов в области вычислительной техники, общее повышение компьютерной грамотности населения, развитие прикладных наук и технологий. Созданы условия для возвращения на родину малайзийцев — выпускников зарубежных вузов. На повестку дня поставлен вопрос о создании «электронного правительства».

Столкнувшись с финансово-экономическим кризисом 1997—98, правительство пошло на беспрецедентное усиление государственного контроля в сфере финансов и валютного обращения. В сентябре 1998 был установлен фиксированный курс национальной валюты (1 долл. США = 3,8 ринг.), что в целом отражало её реальную стоимость, а также являлось результатом компромисса между интересами экспортёров и импортёров. Мера была нацелена на стабилизацию внутренних цен и обеспечение большей предсказуемости внешнеторговых операций. При сохранении внутренней конвертируемости ринггита прекращалось его обращение за пределами страны. Решение, в частности, предполагало возвращение в Малайзию средств в национальной валюте, вывезенных в Сингапур в связи с действовавшей там более высокой банковской процентной ставкой. Устанавливались жёсткие ограничения на ввоз и вывоз национальной валюты, а также на операции нерезидентов с государственными малайзийскими ценными бумагами. Наряду с этим снижалась базовая учётная ставка государственного банка, что имело целью оживление деловой активности в стране.

Перечисленные меры шли в разрез с рекомендациями МВФ и Всемирного банка, принятыми к исполнению другими азиатскими странами (Индонезией, Таиландом, Южной Кореей). Однако, как показала дальнейшая практика, они с незначительными корректировками оказались эффективными для преодоления последствий кризиса.

Наиболее сложным в послекризисный период для экономики Малайзии стал 2001, когда прирост ВВП оказался лишь 0,4% (по сравнению с 8% в 2000). Промышленное производство сократилось на 3,3%. Однако в 2002 показатели пошли вверх: прирост ВВП 4,2%, промышленности 4%. В значительной степени эта тенденция определялась высокими мировыми ценами на энергоносители и пальмовое масло, оживлением активности в сфере производства электронных компонентов,  диверсификацией экспортных рынков (Китай, страны АСЕАН).

Финансовая политика после валютно-финансового кризиса 1997—98 направлена на поддержание стабильного курса национальной валюты — ринггита, достаточно низкого процента кредитных ставок и на расширенную капитализацию. По инициативе правительства вступила в действие программа реструктуризации банковской системы, ориентированная на слияние мелких банков и создание крупных конкурентоспособных финансовых корпораций.

Особенность кредитно-финансовой системы — наличие исламского банковского сектора, предоставляющего беспроцентные кредиты и ссуды. Включает Банк ислам Малайзии, Банк Муамалат, а также 35 других финансовых институтов с общими активами ок. 49 млрд ринг., или св. 12 млрд долл. США.

Государственный бюджет (2001/02) 93,7 млрд ринг. (ок. 23,4 млрд долл. США). Доходная часть формировалась за счет косвенных налогов (37,5%), заимствований из активов государственных инвестиционных и трастовых фондов (27,6%), подоходного налога с юридических и физических лиц (27,6%), импортных пошлин (6,4%), экспортных пошлин (1,0%). Расходы состояли из двух частей: на нужды развития и оперативные ассигнования. По первой статье непосредственно на экономику — 12%, на социальную сферу — 12%, на оборону и безопасность — 4%, на административное управление — 1,6%. По статье «оперативные расходы»: на выплату заработной платы госслужащим — 21,5%, на обслуживание государственного долга — 19,9%, на пенсии и пособия — 6%, на трансферты штатам — 2,7%. Дефицит бюджета в 2001 6,5% ВВП. В экстренных случаях (банкротство компаний с государственным участием и пр.) правительство прибегало к заимствованиям из негосударственных фондов: Сберегательного фонда лиц наёмного труда, Фонда паломничества и др.

Внешняя задолженность ок. 42,6 млрд долл. США.

Официальный установленный уровень заработной платы — 600 ринг., или 150 долл. США. Однако из 14 млн чел., занятых в государственном и частном секторах, её не получали 2 млн чел. Кроме того, было зарегистрировано ок. 800 тыс. иностранных рабочих, имелось ок. 1 млн нелегальных гастарбайтеров, главным образом из Индонезии, Бангладеш, других стран Юго-Восточной и Южной Азии.

Существенные диспропорции имелись в распределении доходов среди этнических групп. Среднемесячный доход малайской семьи в городской местности составлял примерно 1/3 китайской. В  аграрных районах, где проживает 80% коренных малайцев, разница была ещё разительней. За чертой бедности здесь находилось ок. 12% населения. Доходы даякских племён восточной Малайзии не доступны статистическому анализу.

Малайзия — одна из ведущих торговых держав Юго-Восточной Азии (2-е место после Сингапура). Внешнеторговый оборот (2001) ок. 637 млрд ринг., или 162 млрд долл. США, что более чем в 2 раза превышало ВВП. Экспорт — ок. 85 млрд долл., импорт — 77 млрд долл. Основные статьи вывоза: электронные компоненты и электротехнические товары 60%, другая продукция обрабатывающей промышленности, включая автомобили, 22%, химические товары 5%, сырая нефть и сжиженный природный газ 7%, пальмовое масло 3%. Импортируются машины и оборудование, транспортные средства промышленного назначения, потребительские товары и продовольствие.

Главные внешнеторговые партнёры: США (18,6%), Япония (16,7%), Сингапур (15%), страны ЕС (13,4%), Южная Корея, Гонконг, Тайвань (по 11,3%), другие страны АСЕАН (кроме Сингапура) ( 9%).

До 3/4 внешнеторговых перевозок осуществляется через сингапурский порт. Усилия по переориентации их на Порт-Кланг не имеют существенного успеха из-за более высоких издержек обработки и оформления грузов.

Осуществляется целенаправленная политика внешнеторговой экспансии, прежде всего увеличение экспорта пальмового масла. Для его стимулирования правительство освободило от экспортной пошлины 1 млн т масла, реализуемого на внешних рынках, выразило готовность кредитовать потенциальных покупателей.


Наука и образование представлены старейшими университетами — Университетом Малайи (действующим с сер. 1950-х гг.), Национальным университетом Малайзии, Международным исламским университетом. Действует также разветвлённая сеть частных высших и средних учебных центров.

В соответствии с концепцией «K-economy» обучение в основном направлено на овладение точными науками. Существует также широкая сеть исламских теологических средних учебных заведений.

Имеется полугосударственный Совет по делам языка и литературы, занимающийся вопросами языкознания, пропаганды национального языка и публикации на нём литературы по всем отраслям знаний, а также беллетристики. Федерация национальных писательских ассоциаций (GAPENA) возглавляется Исмаилом Хуссейном, одним их ведущих современных литераторов Малайзии.

Имеется полностью компьютеризированная Национальная библиотека.

Под патронажем компании «Петронас» создан национальный филармонический оркестр, один из лучших в Юго-Восточной Азии. На его сцене выступали такие выдающиеся дирижёры, как Е. Менухин, М. Хорват и Ю.Темирканов, исполнители — М. Ростропович, певцы — Д. Хворостовский, Г. Горчакова и др.

Хотя в стране нет монументальных памятников древности и средневековья, на довольно солидную базу поставлено музейное дело. В столице открыты Национальный, Исторический музеи, действует ультрасовременный Музей исламской цивилизации. В Малакке — один из самых богатых экспонатами Историко-этнографический музей. Пользуется известностью галерея современного искусства в Куала-Лумпуре.

Чат

Архив блога